Социология - Бачинин В.А. - Гомеостазис — социодинамика равновесия

Гомеостазис — это свойство элементов поддерживать динамично-равновесные отношения с системой посредством многообразных и активных функциональных связей. Право является одним из ведущих нормативно-регулятивных механизмов, обеспечивающих гомеостатическое состояние цивилизационной системы за счет целенаправленного внедрения в нее отношений особого рода. Эти отношения требуют от субъектов готовности к конвенциям и компромиссам, а также взаимной ответственности за выполнение принятых обязательств и заключенных соглашений. Динамика социального равновесия предполагает, что стороны правоотношений выступают не как антагонисты, но как сограждане, уважающие права и свободы друг друга. Правовые нормы закрывают путь перед деструктивным духом вседозволенности, и, напротив, открывают широкий доступ для конвенциально-моральных инициатив. Такая возможность для конструктивных контактов всегда существует, и коренится она в содержательно-структурных свойствах взаимодействующих сторон, где сходных качеств всегда ничуть не меньше, чем исключающих друг друга. Кроме того, функциональная асимметрия сторон, когда одна способна к тому, к чему не способна другая, располагает к взаимодополняемости усилий при решении задач, имеющих обоюдоважное значение и, в конечном счете, к поддержанию цивилизационного гомеостазиса.

В рамках социально-правовых противоречий, разворачивающихся внутри цивилизованных сообществ, каждая из сторон, преследуя свои интересы, вынуждена вместе с тем выполнять определенные обязательства и перед контрагентом. Ставя на первый план свои потребности, она не может не считаться с потребностями другой стороны, поскольку ее собственное благополучие в значительной мере зависит от того, как будет к ней относиться ее противоположность. Такова логика межсубъектных взаимозависимостей внутри единой динамично-равновесной системы и таковы условия существования цивилизационного гомеостазиса.

В гомеостазисе часто видят оптимальное и даже идеальное состояние общественной системы, при котором разрешились все острые противоречия, погасли социальные конфликты и успели забыться антагонизмы, а уравновешенность интересов разных социальных групп воспринимается большинством как господство справедливости. Экономические, политические, правовые отношения внутри социальной системы, а также ее отношения с внешним миром достигают устойчивой сбалансированности.

Подобное состояние обладает несомненной продуктивностью. Но эта продуктивность временна, а не постоянна. Гомеостазис дает положительные результаты, если система остается открытой, то есть активно взаимодействующей с внешним миром, адаптирующейся к его меняющимся требованиям.

Если же система избегает контактов с внешним миром и сводит их к минимуму в надежде уберечь свою идентичность и независимость от нежелательных с ее точки зрения деформаций, то гомеостазис неизбежно переходит в состояние застоя. А это уже чревато утратой жизнеспособности и самораспадом системы как целостности.

Социолог В. Парето сформулировал концепцию развития социальных систем на основе социодинамического принципа попеременной смены равновесных и неравновесных состояний. Согласно его теории, любая социальная система или подсистема проходит несколько фаз: 1) установление равновесия; 2) утрата равновесия; 3) восстановление равновесия и т. д. То есть обнаруживает себя социодинамика маятниковых колебаний между состояниями равновесия и неравновесности, имеющая все признаки закономерной типовой модели.

Она же позволяет правовой социологии сделать важные теоретические и практические выводы. Суть их заключается в том, что правовая система должна иметь в своем распоряжении два блока нормативно-регулятивных средств для их попеременного введения в действие. Один из них необходим, когда социальная система пребывает в равновесно-динамичном состоянии. Другой же должен пребывать наготове и вводиться в действие при переходе к неравновесно-неустойчивому состоянию. Взаимодополняя и подстраховывая друг друга, эти два нормативно-регулятивных механизма способны уберечь общественную систему от срывов в пропасть аномии и дисномии.

Социальный порядок и личность
Социологема правопорядка
Дисномия как социальный "сверхнорядок"
Неправо — юридическая форма дисномии
Лекция 5. СОЦИУМ КАК СИСТЕМА И СТРУКТУРА
Понятие, сущность и параметры социума
Этнос
Социум в доправовом состоянии
Архаический протосоциум матриархального типа
Архаический протосоциум патриархального типа
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru