Сам по себе социальный порядок амбивалентен. Он может активно способствовать развитию культуротворческих способностей личности, раскрепощать ее творческий потенциал, открывать широкий простор для созидательной самореализации. Но он может быть и губительным для духовных проявлений человека, сковывая и закрепощая его сущностные силы.
Одно дело, когда социальная система генерирует достаточное и необходимое количество "разрешительных" властных акций. И другое — когда она накладывает избыточные ограничения на индивидуальную свободу. В первом случае ее действия могут рассматриваться как благо для личности. Во втором ее деятельность справедливо оценивается как социальное зло, негативно сказывающееся на всех сторонах индивидуальной жизнедеятельности.
Цивилизация, как система искусственных средств, предназначенных упорядочивать социальную жизнь, нацелена на такие ценности, как стабильность правопорядка, состояние динамичной уравновешенности всего общественного организма и господство справедливости.
Достижение этих ценностей-целей возможно при помощи использования в первую очередь таких механизмов, как авторитет государственной власти, сила норм и законов права.
Если для государства первостепенное значение имеет фактор дисциплинарной упорядоченности социальных структур, то для отдельной личности важно располагать возможностями, позволяющими ей реализовывать свою потребность в свободе. Разрешением данного противоречия становится такая правовая стратегия государства, при которой оно стремится обеспечить широкий спектр прав и свобод личности. Государство такого рода чаще всего именуется правовым государством.
Социологема правопорядка
Правопорядок возникает там, где возможно единение многого, согласие разногласного и относительное единообразие различного. Он предполагает такие отношения между социальным целым и его частями, когда стороны, оставаясь противоположностями, тем не менее приходят к отношениям договорного равновесия интересов, обязанностей и прав.
Правопорядок усиленно поддерживается, сохраняет стабильность и надежность в социуме, где люди сознают себя общественными существами, цивилизованными субъектами, где они обладают зрелым правосознанием, способным ценить как свои, так и чужие свободы и права. Антагональное равновесие своих и чужих прав и обязанностей сообщает общественному целому оптимальную сбалансированность и жизнестойкость, делает его удобообитаемой социальной средой, где люди обладают разнообразными свободами и умеют пользоваться ими с выгодами для себя и общества в целом. Ради этих выгод и удобств они с готовностью идут на определенные моральные и правовые самоограничения, демонстрируют способность к самодисциплине, уважение к правам и свободам своих контрагентов. Так возникает система динамично-равновесных публичных и частных правоотношений, вносящих в социальное бытие начала структурности. И это не жесткая структурность некоего омертвевшего костяка, а гибкая структурность живого социального организма, открытого для позитивных трансформаций, имеющего высокий коэффициент сопротивляемости различным энтропийным воздействиям внешнего и внутреннего характера.
Человек, находящийся внутри этой системы, чувствует себя достаточно комфортно, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении права и свободы для своей социальной самореализации. Он с готовностью идет на различные соглашения с другими социальными субъектами, зная о существовании правовых гарантий, обеспечивающих заключенные конвенции.
Дисномия как социальный "сверхнорядок"
Неправо — юридическая форма дисномии
Лекция 5. СОЦИУМ КАК СИСТЕМА И СТРУКТУРА
Понятие, сущность и параметры социума
Этнос
Социум в доправовом состоянии
Архаический протосоциум матриархального типа
Архаический протосоциум патриархального типа
Социум в правовом состоянии