Соотношение цены и качества — это субъективная концепция; каждый человек имеет свой особый взгляд на то, каким должно быть это соотношение, а значит, разные сегменты рынка будут отображать различные взгляды на то, является ли цена соответствующей. Цель маркетинга состоит в стимуляции торговли, с тем чтобы клиенты и производители могли максимизировать удовлетворенность своей деятельностью; для этого специалисты по маркетингу всегда стараются сделать так, чтобы товарообмен проходил легче и приятнее для клиентов.
Ключевые позиции этой главы таковы:
■ Цены в конечном счете устанавливаются рыночными силами, а не одними лишь поставщиками. Поэтому поставщикам не следует игнорировать клиентов.
■ Нет никакой объективной разницы между предметами первой необходимости и предметами роскоши, различие только в мыслях потребителя.
■ Клиенты не могут потратить одни и те же деньги дважды, поэтому они вынуждены делать экономический выбор. Готовность сделать одно означает решение не делать другого.
■ В поисках путей максимизации полезности клиенты имеют широкий, порой неожиданный диапазон выбора.
■ В основе ценообразования могут лежать издержки, конкуренция или потребности и желания клиентов; однако в конечном счете последнее слово остается за потребителями, поскольку они могут просто потратить свои деньги в другом месте.
Вопросы к главе
1. В чем разница между маржой и накидкой?
2. Когда следует использовать политику "снятия сливок'?
3. Как можно использовать "проникающее ценообразование" на международных рынках?
4. Почему фирме следует быть осторожной с ценообразованием по методу "издержки-плюс"?
5. В чем преимущества ценообразования на основе обычаев для поставщика?
Вопросы с вариантами ответов
1. Ценообразование, при котором исходят из того, во что обходится производство продукта, называется:
а) ценообразованием по методу "издержки-плюс";
б) ценообразованием с учетом спроса;
в) ценообразованием на основе обычаев.
2. В чем разница между накидкой и маржой?
а) в основе торговой накидки лежат представления клиента, а в основе маржи — представления производителя;
б) торговая накидка исходит из закупочной цены, а маржа — из продажной;
в) торговая накидка устанавливается в виде фиксированного процента, а маржа — в виде переменного.
3. Установление более высокой цены, которая впоследствии снижается по мере выхода на рынок конкурентов, называется:
а) "проникающим ценообразованием";
б) конкурентным ценообразованием;
в) "снятием сливок".
4. Продажа продукта по одной цене на одном рынке и по более низкой на другом называется:
а) скидкой для второго рынка;
б) "проникающим ценообразованием";
в) конкурентным ценообразованием.
5. Хищническое ценообразование — это:
а) установление цен ниже уровня себестоимости с целью привести конкурентов к банкротству;
б) установление низких цен с целью захватить большую долю в обороте нового рынка;
в) установление цен на высоком уровне с целью создать впечатление высокого качества.
6. Что из перечисленного ниже не является предпосылкой, лежащей в основе экономической модели установления цен путем предложения и спроса?
а) цена является единственным моментом, интересующим потребителей;
б) предложение будет всегда расти по мере падения спроса;
в) потребители обладают исчерпывающими знаниями о рынке.
7. Отсутствие выбора между альтернативами при ограниченности ресурсов называется:
а) экономическим выбором;
б) принимающей решение единицей;
в) цепью ценностей!
8. Ценообразование с учетом спроса используется потому, что:
а) его проще применять;
б) оно ориентировано на потребителя;
в) оно приносит самую высокую прибыль в расчете на единицу продукции.
9. Когда цены заканчиваются на 99 центов — это пример:
а) психологического ценообразования;
б) ценообразования с учетом спроса;
в) ценообразования на основе обычаев.
10. "Аукцион наоборот" — это когда:
а) покупатели конкурируют друг с другом, чтобы купить предмет;
б) цена повышается, когда на рынок выходит больше людей;
в) покупатели действуют сообща, чтобы заставить цены снизиться.
Дополнительная литература
Richard Lipsey, Introduction to Positive Economics, 6-е издание (London, Weidenfeld and Nicholson, 1983) — легко читающийся текст об экономических аспектах ценообразования, с которым стоит ознакомиться.
Len Rogers, Pricing for Prof it (Oxford, Basil Blackwell, 1990). Книга написана в практическом стиле и содержит исчерпывающее руководство по ценообразованию.
Hermann Simon, Price Management (Amsterdam, Elsevier Science Publishers BV, 1989) — глубокий анализ стратегии ценообразования, содержащий много вспомогательных математических выкладок.
Глоссарий
Лидеры цен. Фирмы, обладающие достаточно большой долей в обороте рынка и в мощностях отрасли, чтобы иметь возможность диктовать цены на рынке.
Маржа. Сумма прибыли, исчисляемая в процентном отношении к продажной цене.
Нагрузка. Уровень спроса на услугу в разное время дня, года, недели или месяца.
Нечетно-четное ценообразование. Практика, при которой цены заканчиваются на нечетное число центов, пенсов и пр. с целью создать впечатление более низкой цены.
Неэластичный спрос. Состояние дел, когда количество продукта, которое будет приобретено, мало зависит от цены на него.
"Проникающее ценообразование". Установление низкой цены на новый продукт с целью максимизировать проникновение на рынок до того, как на него выйдут конкуренты.
Психологическое ценообразование. Применение цен, апеллирующих к эмоциям клиента и к его подсознательным мыслительным процессам.
Скидки для второго рынка. Предложение продуктов на втором рынке по более низкой цене по сравнению с ценой на основном рынке.
"Снятие сливок". Использование высоких цен при запуске нового продукта и постепенное снижение их по мере того, как продукт проникает на рынок.
Стратегия "подрезания конкурентов". Установление цен, последовательно более низких по сравнению с самыми низкими ценами конкурентов.
Стратегия преодоления конкуренции. Установление цен на уровне, близком к уровню цен, установленных ближайшим конкурентом.
Торговая накидка. Сумма прибыли, исчисляемая в процентном отношении к закупочной цене.
Хищническое ценообразование. Установление настолько более низких, чем у конкурентов, цен на продукты, что конкуренты становятся банкротами.
Цена на полке. Продажная цена в розничной торговле.
Ценообразование ассортиментных групп. Применение дифференциальной ценовой политики к продуктам, являющимся взаимозависимыми с точки зрения спроса.
Ценообразование на основе обычаев. Цена, применяемая к продукту или за минимальное количество продукта и фиксируемая на несколько лет.
Ценообразование по методу "издержки-плюс". Установление цен на основании калькуляции издержек производства плюс заранее определенная поправка на прибыль.
Ценообразование по методу торговой накидки. Прибавление фиксированного процента к закупочной цене продукта.
Ценообразование путем обеспечения престижности. Применение высокой цены на продукт, чтобы подчеркнуть его высокое качество.
Ценообразование с учетом конкурентов. Использование цен конкурентов в качестве отправной точки при установлении цен.
Ценообразование с учетом спроса. Цены, определяемые на основе спроса клиентов на продукт.
Экономический выбор. Решения, которые клиенты и производители вынуждены принимать из-за ограниченности ресурсов.
Эластичность спроса по ценам. Степень, до которой спрос на продукт определяется его ценой.
Эластичный спрос. Состояние дел, когда количество продукта, которое будет приобретено, в значительной степени зависит от цены на него.
Ссылки
1. Smith, Adam: An Inquiry into The Wealth of Nations (1776).
2. Zeithaml, Valerie A.: "Consumer perceptions of price, quality and value", Journal of Marketing, 52 (July 1988), pp. 2—22.
3. Erickson, G.M. and Johannson, J.K.: 'The role of price in multi-attribute product evaluation", Journal of Consumer Research, 12 (1985).
4. Schindler, R.M. and Kirby, P.N.: "Patterns of right-most digits used in advertised prices: implications for nine-ending effects", Journal of Consumer Research (September 1997), pp. 192—201.
5. Zikmund, William G. and D'Amico, Michael: Effective Marketing: Creating and Keeping Customers (St. Paul, MN, West, 1995), p. 508.
6. Mitchell, A.: "The price is right", Marketing Business (May 1996), no. 50, pp. 32—4.
7. Rich, Stuart A.: "Price leaders; large, strong, but cautious about conspiracy", Marketing News (25 June 1982), p. 11.
8. Zikmund, William G. and D'Amico, Michael: Marketing (St. Paul, MN, West, 1995), Chapter 20.
9. Dibb, S., Simkin, L., Pride, W. and Ferrell, O.C.: Marketing; Concepts and Strategies, 2nd Edn (London, Houghton Mifflin, 1994).
Введение
Цели
Логистика и сбыт
Методы транспортировки
Каналы сбыта
Оптовые торговцы
Розничные торговцы
Управление каналами сбыта
Эффективная потребительская реакция