Складывается впечатление, что постмодернизм как философское течение является довольно запутанным. Книга Стивена Брауна на тему маркетинга постмодернизма представляет собой смелую попытку внести ясность в эту тему [13], но автор замечает, что это трудно сделать, ограничившись всего лишь сотней тысяч слов. Даже общепризнанные основатели течения постмодернизма впоследствии отвергли свою причастность к нему, что само по себе является типичным действием в духе постмодернизма.
Представление модернизма о том, что в мире есть несомненные факты, которые можно установить при помощи научного подхода, было поставлено под сомнение; согласно теории хаоса будущее непредсказуемо, а следовательно, планирование, к примеру, нужно заменить подготовкой. Постмодернизму присущи такие характерные черты:
• Фрагментация. Дезинтеграция политической стабильности и социальной организации, экономики массового рынка и средств информации.
• Дедифференциация. Эрозия установленных иерархий и стирание граней между тем, что ранее представлялось как четко разграниченные реалии (театр и аудитория, наука и религия и т. п.).
■ Гиперреальность. Потеря чувства аутентичности; имитация становится реальностью, как в тематических парках. Недавним примером гиперреальности является появление созданной компьютером героини Лары Крофт, которая занимается тем, что подтверждает достоверность достоинств брендов, которые она, очевидно же, никогда не использовала.
■ Хронология. Нацеленные вперед, ориентированные на прогресс модернистские взгляды заменяются направленными назад.
■ Компиляция. Соединение различных стилей и философий, будь то в области искусства, литературы или даже архитектуры.
■ Антиосновоположность. Антипатия к официально принятым взглядам, обобщениям и просто ко всему, что имеет привкус модернистского стремления к всеобщим истинам и объективным знаниям.
■ Плюрализм. Точка зрения, согласно которой предыдущие шесть черт неотделимы друг от друга и сворачиваются в единую структуру мышления.
Хотя это типично модернистский подход, но маркетинговая философия может быть исследована. Оказалось, тенденции в маркетинге действительно проявляют черты постмодернизма. Например, рынки стали фрагментированными и индивидуалистическими, и маркетинг отношений, а также маркетинг с использованием баз данных представляют собой попытку учесть этот факт и предложить оперативные решения, способные работать. Проявлением дедифференциации в маркетинговых кампаниях является использование классической музыки или великих произведений искусства и наоборот (маркетинговые материалы демонстрируются как произведения искусства, например жестяные банки с супом Энди Уорхола). Водораздел между рекламой и зрелищем уже продолжительное время размывается телевидением. Проявлением гиперреальности является виртуальная реальность. Кроме того, она проявляется и в том, что розничные торговцы предаются гиперреальной войне цен, которая на самом деле не имеет места [14].
Свидетельством хронологических тенденций является то, что некоторые специалисты по маркетингу все в большей степени становятся одержимыми прошлым: ностальгически воспроизводятся старый дизайн, "традиционные рецепты" и "настоящие продукты"; на упаковке вместо "новый, усовершенствованный" все чаще пишут "и сегодня все так же хорош, как всегда".
Постмодернистскую точку зрения непросто понять, а еще труднее применять в маркетинговой практике. Однако в качестве философии она может многое прояснить в нынешних тенденциях.
Рынок ХХI века
Иллюстративный пример 12. Бренды как друзья
Резюме
Вступ
Заліковий модуль 1. Формування концепції сучасного маркетингу
Змістовий модуль 1. Еволюція основних концепцій маркетингу та їх характеристика
1.1. Маркетинг: єдність концепції управління господарюванням підприємств (організацій) та їх практичної діяльності на ринкових засадах
1.2. Розвиток ринку та еволюція концепцій маркетингу
1.3 Соціально-етичний маркетинг та його місце в системі концепцій маркетингу сучасних підприємств