Технологическая революция — персональные компьютеры и спутниковая передача напрямую в школьный класс — получает все большее распространение в наших школах. Всего за несколько десятилетий она изменит способ обучения и всю экономику образования. Когда-то обучение в школе было исключительно трудоемким процессом, но постепенно это дело становится все более капиталоемким.
Но еще более поразительными, хотя и не слишком популярными для обсуждения, будут перемены в социальном положении и роли школы. Несмотря на то что школа долгое время оставалась одним из центральных институтов, она скорее учила жизни в обществе, но сама не являлась его частью. Школа занималась с молодежью, детьми, которые еще не являются полноправными гражданами, ни за что не отвечают и не относятся к трудовым ресурсам. В обществе знаний школа становится институтом и для взрослых, особенно для высокообразованных взрослых. Прежде всего, в обществе знаний школа должна нести ответственность за качество работы и полученные результаты.
В связи с такими новыми требованиями школа больше не может оставаться тем же "современным" учреждением, для которого чешский педагог и теолог Ян Амос Комениус 350 лет назад составил свод правил, абсолютно не похожих на существовавшие до появления книгопечатания.
Новые требования теперь выглядят так.
• Школа, которая нам нужна, должна предоставлять ученикам высококачественную, универсальную грамотность, намного превосходящую то, что под "грамотностью" понимается сегодня.
• Она должна предоставлять ученикам на всех уровнях и во всех возрастных группах стимул учиться и прививать им дисциплину для продолжения обучения.
• Это должна быть открытая система, доступная как для высокообразованных людей, так и для тех, кто по какой-либо причине в юности не получил качественного образования.
• Она должна передавать знания как результат и как процесс — то, что в немецком языке подразумевается под понятиями Wissen и Kцnnen.
• Наконец, обучение больше не должно быть монополией школ. Образование в посткапиталистическом обществе должно проникнуть повсеместно, во все виды организаций — деловые предприятия, государственные органы, некоммерческие организации, — которые теперь должны выступать в роли институтов обучения. Школы должны все больше развивать партнерские отношения с работодателями и нанимающими организациями.
Новые требования к качеству
Универсальная грамотность очень высокого качества — это первостепенная задача, основа всего. Без нее общество не может и надеяться добиться успеха в посткапиталистическом мире. Давать ученикам необходимые знания для того, чтобы они успешно работали, делали вклад и имели высокие шансы найти работу, — вот еще одна первостепенная общественная обязанность любой образовательной системы.
Новые технологии обучения в первую очередь скажутся на универсальной грамотности. Во все века большинство школ тратили огромное количество времени на то, чтобы преподать своим ученикам знания, которые лучше приобретать самостоятельно, т.е. то, что лучше всего изучать на практике, путем зубрежки, повторения и обратной связи. К этой категории относится большинство предметов, которые преподаются в начальной школе, а также значительная часть предметов, преподаваемых и на более поздних ступенях образовательного процесса. Такие предметы — будь то чтение и письмо, арифметика, правописание, история, биология и даже такие передовые науки, как нейрохирургия, медицинское диагностирование и большая часть инженерных наук — лучше всего изучать с помощью компьютерной программы. Учитель дает стимул, направляет и подбадривает. По сути, он становится лидером и ресурсом.
В школе завтрашнего дня ученики сами для себя будут наставниками, а их единственным инструментом будет компьютерная программа. И действительно, чем младше ученики, тем интереснее для них компьютер, тем успешнее они учатся с его помощью. Исторически сложилось так, что в начальной школе все знания приходилось получать большим трудом. Но начальная школа завтра станет во многом капиталоемкой.
И все же, несмотря на передовые технологии, достижение цели универсальной грамотности сопряжено с большими трудностями. Традиционного понятия грамотности уже недостаточно. Чтение, письмо, арифметика будут необходимы точно так же, как и сегодня, но теперь грамотность предполагает нечто значительно большее, чем эти основы. Для нее требуется умение разбираться в математике, понимать основы естественных наук и динамику технологии, знать иностранные языки. Кроме того, универсальная грамотность требует, чтобы человек учился быть эффективным членом организации, ее сотрудником.
Универсальная грамотность предполагает безусловное признание приоритета обучения. Она требует, чтобы школа, особенно для начинающих, т.е. детей, подчиняла все остальное одной задаче — приобретению основных знаний. Если школа не сможет успешно передать эти навыки молодому человеку, значит, она не справилась со своей основной задачей — развить в начинающих уверенность в себе, компетентность, сделать так, чтобы через несколько лет они могли успешно работать в посткапиталистическом обществе и обществе знаний и были способны добиваться успехов.
Для этого придется отказаться от тенденции, которая превалирует сегодня в современном образовании, особенно в США. Как нам казалось, добившись универсальной грамотности в США к концу Первой мировой войны или, максимум, к концу Второй мировой, американское образование изменило приоритеты. Вместо того чтобы в первую очередь быть органом обучения, оно стало социальной структурой. В 1950-1960-х годах, когда в США было принято такое решение, вероятнее всего, это было неизбежно. Острота и степень расовой проблемы, с которой мы столкнулись, заставила нас сделать школу инструментом расовой интеграции, греховное наследие рабства в течение ста пятидесяти веков оставалось самой большой трудностью для Америки и еще, скорее всего, будет представлять собой проблему не меньше пятидесяти, а то и ста лет.
Но школы не смогли справиться с этой социальной обязанностью. Подобно любой другой организации, школы хорошо работают только над своими исконными задачами. Подчинение обучения социальным целям, возможно, действительно способствовало расовой интеграции и укреплению положения афро-американцев, о чем свидетельствует сегодня растущее число успешных темнокожих граждан. Но все же выдвижение социальных целей на передний план в ущерб обучению стало основным фактором упадка базового образования в США. Дети из семей среднего и высшего класса все еще приобретают традиционную грамотность, но те, кому она нужна в первую очередь, — дети бедняков, особенно из негритянских семей и дети иммигрантов — лишены этой возможности.
Сегодня мы должны вернуть первоначальную цель школы. Эта цель — не социальная реформа или улучшение общества, а индивидуальное обучение. Самым надежным доказательством правильного развития образования в США будет то, чего смогут добиться афро-американцы и выходцы из Латинской Америки, например темнокожая женщина-законодатель в Милуоки, штат Висконсин, которая добилась реализации ваучерного плана, несмотря на сильное сопротивление образовательных учреждений. Этот план позволяет родителям выбирать для своего ребенка школу, которая концентрируется на обучении и даже требует его.
Все это вызовет нападки со стороны либералов и прогрессивных деятелей как стремление создать элиту. Но самая элитная школа — японская -позволила создать общество с наивысшей степенью равенства. В Японии даже те, кто не особо проявляет себя в крайне конкурентной образовательной гонке, все равно получает то, что по традиционным стандартам считается высококачественной грамотностью, а значит, развивает в себе отличные способности успешно работать и многого добиваться в современном обществе. В японской школе на первом месте стоит грамотность, а все остальное подчинено ей. Но сейчас и в Америке существует достаточно школ, где учатся самые обделенные дети, потому что этого от них ожидают и требуют.
Учимся учиться
Школа в обществе
Отчетность школы
Вывод
15. Новое понимание перепроектирования правительства
Реструктуризация
Переосмысление
Отказ
Исключение для крестоносцев