Приватне життя і поліція - Римаренко Ю. І. - 14.4. Обов'зок держави надавати певну інформацію за запитом

Беларусь

Согласно ст. 32 Закона "О прессе и других СМИ" от 13 января 1995 г., СМИ имеют право запросить информацию о деятельности государственных органов, государственных организаций и общественных объединений, а также об их сотрудниках и членах. Заявление может быть подано в письменной или устной форме. Руководители этих органов и организаций, их заместители, работники отделов public-relations, и другие уполномоченные лица, обязаны предоставить требуемую информацию в течение 10 дней с момента получения заявления.

Ст. 33 Закона регулирует случаи отказа или промедления в предоставлении информации. В предоставлении информации может быть отказано в случае, если эта информация содержит государственную, коммерческую или другую тайну, предусмотренную законом. Заявитель должен быть уведомлен об отказе и получить обоснование причин отказа в течение 10 дней после подачи заявления.

Промедление в предоставлении требуемой информации возможно, если информация не может быть предоставлена в течение 10 дней. Заявитель должен быть проинформирован о задержке в течение 7 дней после подачи заявления. Сообщение должно содержать следующие элементы:

o обоснование отказа в своевременном предоставлении информации;

o дата, когда информация будет предоставлена;

o персональные данные служащего, который принял решение о задержке предоставления информации;

o дата вышеупомянутого решения.

Заявитель может обжаловать в суде отказ или отсрочку. Однако до сих пор не зарегистрировано ни одного случая обращения в суд стороны, которой отказано в предоставлении информации.

Венгрия

Закон о защите данных предусматривает в ст.ст. 20 и 21 право требовать доступ к информации, вызывающей общественный интерес. Ст. 21 предполагает судебное рассмотрение отказов в предоставлении информации.

Процедура реализации права доступа к информации состоит в следующем. Запрос о предоставлении данных, вызывающих общественный интерес, должен быть рассмотрен властями в наиболее короткий срок, не превышающий 15 дней от даты получения запроса. Информацию следует предоставить в доступной для заявителя форме. Заявитель может требовать копирования всего документа или его части, независимо от способа его хранения. Заявитель должен оплатить копирование документа. На основании решения органа, занимающегося обработкой данных, с него можно также потребовать оплату за предоставление данных, вызывающих общественный интерес. По просьбе заявителя, он должен быть предупрежден о размере этих оплат. Государственные власти и органы местного самоуправления обязаны представить Уполномоченному по защите данных ежегодные отчеты об отказах в предоставлении информации, включающих обоснования причин таких решений.

В случае отказа органы обязаны известить об этом заявителя в течение 8 дней. Решение об отказе должно быть обоснованным. Заявитель может в течение 30 дней после получения отрицательного ответа обжаловать решение в суде. Обязанность доказать причины отказа возлагается на ведомство. Оно должно продемонстрировать, что отказ был обоснованным, и в соответствии с законом. Суд старается провести процесс как можно быстрее. В случае принятия решения в пользу заявителя, суд обязывает раскрыть данные.

Словения

В Словении данные вопросы регулируются Конституцией (ст. 39), а также Законом "О СМИ" (Официальный журнал Словенской Республики N1? 18728/ 94). Закон определяет основные принципы ответственности государства принимать соответствующие меры, обеспечивающие надлежащее развитие тех СМИ, которые гарантируют гражданам реализацию их конституционного права на доступ к информации, а также защиту и сохранение национальной идентичности (более подробно см. пункт 2.1).

Украина

Ст. 32 Закона "Об информации" о запросе на официальную информацию обязывает государственные органы "предоставлять информацию, относящуюся к их деятельности, письменно, устно, по телефону или используя публичные выступления должностных лиц". Такая формулировка, собственно говоря, позволяет чиновникам не давать письменные ответы на конкретные запросы, ссылаясь на публичные выступления должностных лиц своего ведомства.

Для реализации права на свободу информации очень существенны вопросы ответственности. Этому посвящены ст.ст. 35,48 о порядке обжалования противоправных действий государственных органов в области информации: такие действия вначале обжалуются в государственном органе более высокого уровня, а если жалоба не удовлетворена, то в суде.

Кроме того, ст. 47 Закона об ответственности за нарушение законодательства об информации предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законами Украины, в том числе и за необоснованный отказ от предоставления информации и необоснованное отнесение информации к категориям с ограниченным допуском.

О судебных процессах в Украине в связи с отказом в предоставлении информации ничего не известно, хотя о таких отказах неоднократно писали в СМИ.

14.5. Роль омбудсмена у справах, що стосуються свободи доступа до інформації, що розсекречена
14.6. Інші характеристики законодавства, що регулюють доступ до інформації
14.7. Право особи на доступ до даних про себе
14.8. Засекречування інформації. Державна таємниця
14.9. Файли колишніх служб безпеки
14.10. Відповідальність за оприлюднення інформації, що пов'язана з національною безпекою
14.11. Прикінцеві нотатки
ПЕРЕДМОВА
Лекція 1. Вступна
Цілі та завдання лекції
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru