1.1. Направленность налогово-правового регулирования
Правовая форма определенного вида общественных отношений формируется исходя из содержания и задач тех отношений, которые она регулирует. Именно поэтому правовая форма при реализации этих целей может включать различные институты, подотрасли, составляющие систему отрасли права. Естественно, нелогично подобное составляющее звено рассматривать как абсолютно изолированное образование, исходя из этого, перспективен анализ правовых норм и определенных правовых институтов в совокупности с другими институтами и отраслями, конкретизирующими рассматриваемый объект. Довольно существенное влияние в этой ситуации оказывают и иные отрасли знаний: философия, история, экономика и т. д. Правовая форма общественных отношений, охватывая совокупность норм и правовых институтов, подчинена содержанию регулируемых отношений, их структуре и непосредственным целям государственного регулирования. Облекая в правовую форму определенную группу отношений, государство исходит из их содержания и целей на конкретном этапе развития.
Началом правового регулирования является момент, когда абстрактная конструкция общественного отношения, обозначенная и сформированная в норме права, накладывается на определенную сферу общественной жизни и таким образом "оживает", начинает реализовывать свое назначение и возможности. Непосредственно подобный процесс связывается с вступлением в силу норм права. Однако необходимо учитывать, что "работа" механизма правового регулирования начинается до этого, когда, на первый взгляд, никаких внешних динамических изменений в общественных отношениях не происходит, но урегулированность их правом, закрепление определенных правовых предписаний уже обозначают правовую оценку их, формируют представление субъектов о правовых последствиях, что и ложится в основу стимулов правового поведения.
Налогово-правовое регулирование характеризуется несколькими чертами, которыми мы можем обозначить своеобразие проявления финансово-правовых отношений в сфере налогообложения (достижение определенных юридических целей и посредством этого конкретных социальных результатов; наличие специфического, но не изолированного от финансово-правового предмета регулирования; использование средств и методов регламентации и развития общественных отношений)1. Достижение определенных целей предполагает выделение в рамках налогово-правового регулирования основного концептуального ориентира - обеспечение исполнения налоговой обязанности, закрепление порядка, гарантирующего формирование доходных частей бюджетов. В этих же условиях закладывается система стимулов, провоцирующих появление и развитие прогрессивных, отражающих современный этап развития налоговых механизмов, также как и преодоление отношений, тормозящих динамику общественного развития за счет костных, устаревших налогов и сборов.
Преодолению подобных противоречий способствует и интенсивное развитие процессуальных форм регулирования налоговых отношений. Являясь правовыми формами государственной деятельности, они основываются на реализации функции государства. Исходя из этого, можно обозначить три основных направления закрепления как процедурного регулирования, так и реализации процессуальных форм в налогообложении. Прежде всего, это осуществление законотворческой функции, которая связывается с процедурным регулированием законодательных актов в сфере налогообложения. Кроме того, управленческая функция формирует основу для появления и реализации регулятивных налоговых процедур, реализации налогового процесса в условиях своевременного и точного исполнения налоговой обязанности. И, наконец, осуществление правосудия при разрешении налоговых споров.
В контексте разграничения видов налоговых процедур, построения системы соотношения их видов с процедурами, участвующими в регулировании налогообложения, но не являющимися непосредственно налоговыми, представляется более логичной трехзвенная система налогового процесса. Она объединяет процедуры, определяющие появление нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение; налоговые регулятивные процедуры, закрепляющие порядок точного и своевременного исполнения налоговой обязанности, и процедуры согласования (административные и судебные).
Деление на материальное и процессуальное пока что логичнее рассматривать как внутриотраслевую проблему. Относительно налогообложения, пожалуй, даже более уместен акцент на внутриинституциональной проблеме, если исходить из того, что налоговое право выступает как внутренняя составная финансово-правовой отрасли. Безусловно, что налоговое регулирование призвано не просто провозгласить необходимость уплаты налогов и обозначить размеры этих сумм, но, прежде всего, урегулировать и гарантировать действия участников налоговых отношений, обеспечивающих их непосредственное поступление государству и территориальным громадам. Данная цель предполагает и определенный симбиоз, переплетение материального и процессуального регулирования в режиме регулятивных и охранительных процедур.
Наличие налоговой материальной нормы при реализации ее в поведении участников налоговых отношений порождает материальное налоговое правоотношение. Реализация поведения в этом режиме может; с одной стороны, урегулировать и выражать исполнение налоговой обязанности, а с другой - привести к возникновению процессуальных налоговых правоотношений и, соответственно, процессуального налогового права, в рамках которого гарантируется с помощью государственного принуждения реализация обязанностей налогоплательщика.
Материальное регулирование налогообложения, т. е. существование исключительно материальных налогово-правовых норм является абстрактной конструкцией, поскольку их реализация может обеспечиваться только за счет налогово-процессуальных норм, специальных формализованных налоговых процедур. Обособленное материальное право бездейственно, поскольку в этом случае сложно предположить, каким образом будут реализовываться предписания материальных налогово-правовых норм через воздействие на права и обязанности субъектов, поведение участников налоговых правоотношений. В то же время, процессуальное право без материального не имеет как основы (соответствующей материальной нормы, предписания которой необходимо осуществить через процедурное регулирование), так и цели (направленности в достижении какого-либо результата, выражающегося опять-таки через предписания материальной нормы). К примеру, закрепление понятия и составляющих объекта налогообложения осуществляются через материальную налогово-правовую норму. Его исчисление, определение базы налогообложения и применение ставки налога осуществляется через процедурное регулирование, применение процессуальных норм. И, наконец, внесение в результате этих действий суммы налога в соответствующий бюджет затрагивает содержание материальной налогово-правовой нормы, регулирующей момент исполнения налоговой обязанности. Более того, при этом можно ставить вопрос и о необходимости применения материальной нормы иного вида - бюджетной, поскольку уплата налога сразу же породит востребованность регулирования на границе финансово-правовых институтов: налогового и бюджетного. Таким образом, процедурные нормы, связанные с определением, исчислением и уплатой налога, станут предпосылками подключения к регулированию как материальных налогово-правовых норм (момент исполнения налоговой обязанности), так и материальных бюджетно-правовых норм (поступление денежных средств от уплаты налога на соответствующий казначейский счет определенного бюджета).
Переплетение материального и процессуального регулирования в единый механизм правового воздействия не исключает и важности их четкого разграничения. Особенно значение этого усиливается в правотворческих процедурах, поскольку именно на этом этапе должен быть сформирован четкий, логичный режим соотношения предписаний материальных и процессуальных норм, который не только по возможности исключил бы появление коллизий закона, но и обеспечил адекватное воздействие на поведение участников отношений. Необходимость четкого размежевания материального и процессуального важно и на стадии правоприменения, что обеспечивает эффективную защиту субъективных прав участников отношений.
Объектом налогово-правового регулирования являются общественные отношения в сфере налогообложения. Однако общественные отношения, характеризуясь многообразием проявлений, предполагают выделение экономических, социальных, информационных и других отношений. Право, участвуя в этой системе и выполняя роль своеобразного регулятора, направлено на стабилизацию, охрану и развитие лишь наиболее важных, значимых для общества отношений, которым государство придает специфическую форму и обеспечивает специальными гарантиями. В основе этого механизма лежит отражение объективной реальности в нормах права, которые увязываются посредством воли. Воля и выступает тем юридическим мотивом, который преобразует реально существующие общественные отношения в правовые, объективно отражаемые - в субъективно-отраженные.
Рассматривая правовое регулирование как сложный механизм воздействия на поведение участников отношений, непросто объяснить что-либо без анализа соответствующих процессуальных форм. Участие норм права в механизме правового регулирования обусловливает несколько типов нормативно-правовой регламентации. В основе их классификации лежит деление правовых явлений на регулятивные и охранительные. Первый тип подобной регламентации (материальные регулятивные нормы) связывается с четким определением в правовой форме содержания регулируемых отношений. Регулятивные нормы, непосредственно воздействуя на социальные отношения, призваны обеспечить позитивное поведение их участников. Задача законодателя в данном случае - постараться максимально точно выразить и закрепить содержание общественных отношений, представляющих объективную основу регулируемой конструкции. Выделив, к примеру, категорию налоговой обязанности, налога, мы можем не только говорить об адекватном отображении в правовой форме реального общественного явления, но и использовать его в качестве определенного фундамента, на котором базируется весь цельный механизм правового воздействия. Так, сообразно этому формируется возможность закрепления правового статуса участников правоотношения, определяются формы юридических связей, воздействующих на их поведение.
Второй тип регламентации (охранительные процессуальные нормы) правового регулирования является в определенной мере производным от первого. В этой ситуации речь идет о нормах, обеспечивающих осуществление первых, формирующих систему гарантий и способов их реализации. Четкая локализация процессуальной сферы позволяет сформировать системный подход как к анализу содержания правоотношений, детализации их разновидностей и соответственно к формированию наиболее логичных последовательных способов влияния на поведение участников.
Правовое воздействие, осуществляясь за счет сочетания этих типов регламентации, выражается в формах и способах влияния правовых предписаний на общественные отношения, поведение их участников. Целью правового воздействия процессуального права на общественные отношения является вовсе не реализация охранительной функции, не применение мер принуждения (хотя по содержанию чаще всего с этим и связывается процессуальное регулирование). Главный смысл сводится к обеспечению нормального развития общественных отношений, минимизации и исключению нарушений, противоправных поступков. Назначение правового воздействия осуществляется как через юридическое воздействие права, которое, собственно, и охватывается категорией правового регулирования, так и через обеспечение информацией членов общества о возможностях поведения в рамках предписаний правовых норм, последствиях их нарушения, что вырабатывает направленность и ориентированность в конструировании их поведения. Оно, хотя и не является правовым, но, тем не менее, опосредовано правом, предполагает его наличие в качестве фундамента построения поведения.
Таким образом, главная особенность правового регулирования - участие государства в этом процессе. Еще в большей степени это обозначается в налоговом праве, где государство выступает как субъект, облекающий правила поведения в форму обязательных правовых предписаний, и в то же время как собственник денежных средств, поступающих ему в результате закрепленных подобными предписаниями действий участников отношений.
1.2. Публичная природа налогово-правового регулирования
1.3. Принуждение в налоговом регулировании
1.4. Налогово-правовой режим
ГЛАВА 2. НАЛОГОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В СИСТЕМЕ ПРОЦЕДУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Налогово-правовая норма в системе социальных норм
2.2. Понятие налогово-правовой нормы и ее признаки. Особенности налогово-процессуальных норм
2.3. Классификация налогово-правовых норм и ее значение для процедурного регулирования
2.4. Место налогово-процессуальных норм в системе права
ГЛАВА 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕДУР