2.1. Налогово-правовая норма в системе социальных норм
Воздействие нормы на поведение людей, обусловленность ее сознательными волевыми поступками предполагает определенный уровень обобщения. Направленность действия социальных норм предполагает не конкретную волю отдельного индивида, а совокупную волю определенных слоев общества, социальных групп. Именно с этих позиций нормативное регулирование предполагает упорядочение конфликта интересов в целях всего общества. Социальная норма представляет собой такое веление, которое имеет общий характер, обращено к любому, кто может оказаться в условии, предусмотренном нормой, рассчитано на неопределенное количество повторений, типичных случаев. Социальные нормы, определяя устойчивость в развитии общества, являясь формой регулирования общественной жизни, имеют определенный интегрированный характер. Объединение в данном случае происходит по нескольким направлениям. С одной стороны, они выражают все аспекты общественных отношений и прежде всего характер экономического строя общества. С другой - с их помощью осуществляется объединение поведения индивидов в правила поведения общего характера, в требования совершать или воздерживаться от тех или иных поступков с целью урегулирования определенных общественных отношений.
Направленность социальной нормы на регулирование общественных отношений реализуется несколькими стадиями. Во-первых, это установление или закрепление определенного правила поведения. После этого возникает необходимость в организации поведения участников отношений, согласовании его с действиями других членов общества. И, наконец, - оценка реального фактического поведения с позиций установленных подобным способом предписаний. Осуществление этих трех стадий и формирует определенное единство в регулировании многообразных общественных отношений, оценки и стимулирования их развития.
Единый механизм социального регулирования предусматривает конкретизацию различных видов социальных норм и выделение при этом специфических способов воздействия каждой из них на поведение людей. Это предполагает характеристику особенностей правовых норм, отличие их содержания от других видов социальных норм13:
1. Правовые нормы характеризуются определенной степенью формализации, что предполагает их введение и санкционирование определенным субъектом (государством), осуществление этого в установленном порядке, в отличие от постепенного, подчас довольно длительного формирования обычаев, норм нравственности и т. д. Кроме того, правовые нормы и закрепляются в определенной форме, которая является формальным основанием их общеобязательности. "Эти формы придают правилам, в них содержащимся, официальное, нормативное значение, в силу чего носят наименование источников права в формальном (юридическом) смысле. Нормы же нравственности и обычая содержатся в сознании людей и не имеют определенной формы выражения. Нравственное сознание само по себе имеет нормативное значение"14.
2. Правовые нормы отличаются и способом возникновения. Прежде всего, речь идет об официальном введении их в действие и в четко оговоренные сроки. Тогда как остальные разновидности социальных норм (прежде всего нормы морали, обычаи) практически исключают возможность обозначения даты их возникновения, постепенно зарождаются и распространяются.
3. Различен у правовых норм и остальных видов социальных норм характер обязательности. Если правовая норма соединяет в себе обязательность как государственную, так и всеобщую, представляя единый общегосударственный масштаб поведения, то нормы морали не имеют всеобщего характера. Обязательность их определяется временем, местом, общественной средой, требованиями того сообщества, к которому принадлежит человек. Конечно, необходимо учитывать в правовых нормах и различную степень проявления обязательности, ее видовые формы. Любая норма права обязательна, но безусловный характер она приобретает в сфере публично-правового регулирования, когда обязательность реализуется на уровне приказов, безусловных велений. Естественно, на ранних этапах развития налогообложения применение ряда форм сбора налогов (откупы, кормления и т. д.), фактически, предполагало насилие и произвол сборщиков относительно налогоплательщика. При этом беззаконные действия приобретали форму реализации субъективных прав управомоченных субъектов.
Право, создаваемое государством, предполагает существование правовой нормы с момента ее официального признания. И с этого же момента возникает возможность применения санкций за ее нарушение. На этой стадии возникает настоятельная необходимость разграничения нормы права и акта применения права, индивидуального распоряжения по использованию правового предписания. Многие правовые нормы не могут быть реализованы без актов применения права. Последние часто зависят от субъективных качеств агентов власти, что порождает возможность противоречии актов применения права предписаниям правовых норм.
4. Важнейшим признаком правовых норм является обеспечение их государственным принуждением. Отличие правовых норм от иных разновидностей социальных норм определяется основаниями их обязательности, характером санкций, которыми гарантируется их исполнение. При этом, подчеркивал П. Е. Недбайло, основное внимание сводится не к тому, какое поведение требуется правовыми нормами, а как оно требуется. В качестве гарантий обязательности здесь выступает авторитет государства, форма государственного воздействия как внешнего приказа, веления, осуществляющего свое действие независимо от согласия лиц, которым они адресованы. В то же время нормы морали реализуются без навязывания человеку чужой воли извне. Их соблюдение обеспечивается в силу убеждения, где авторитетом, понуждающим действовать именно так, выступает личная совесть человека. Мораль, отражая внутреннюю склонность к правильности поступков, лишена принуждения.
5. Определенные отличия правовых норм связаны и с их направленностью. Если нормы морали, обычаи распространяются на широкий круг общественных отношений, для которых подчас сложно обозначить четкие и однозначные границы, то правовые нормы регулируют только определенные общественные отношения. Они регулируют отношения, которые государство определяет как наиболее важные и которым придано общегосударственное значение и которые в силу этого требуют непременного государственного воздействия и гарантирования. Здесь еще раз важно подчеркнуть неразрывную связь права с государством, в условиях которой норма права выступает как общегосударственная, тогда как нормы морали, обычаи - как общественные. Поэтому правовая норма, закрепляя и отражая, прежде всего государственный интерес, может не всегда совпадать с реализацией интересов общества в целом.
2.2. Понятие налогово-правовой нормы и ее признаки. Особенности налогово-процессуальных норм
2.3. Классификация налогово-правовых норм и ее значение для процедурного регулирования
2.4. Место налогово-процессуальных норм в системе права
ГЛАВА 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕДУР
3.1. Налоговое правоотношение в системе правового регулирования
3.2. Сущность налогового правоотношения
3.3. Регулятивные и охранительные налоговые правоотношения
ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
4.1. Понятие налоговых процедур