Налоговый процесс - Кучерявенко Н.П. - 2.2. Понятие налогово-правовой нормы и ее признаки. Особенности налогово-процессуальных норм

Налогово-правовая норма представляет собой общеобязательное формально-определенное правило поведения, исходящее от государства и охраняемое им, которое, действуя в сочетании с иными налогово-правовыми нормами, закрепляет за участниками налоговых отношений субъективные налоговые права и налагает на них юридические обязанности, связанные с налогообложением. Налогово-правовая норма, как и любая другая норма права, обусловлена государственной волей. Она выступает в форме государственного веления, имеющего категоричный характер; устанавливается или санкционируется властным органом, выражающим государственную волю; выражает общеобязательное предписание, исполнение которого обеспечивается мерами государственного принудительного воздействия. Сущность налогово-правовой нормы базируется на концептуальном подходе к определению нормы права.

Налогово-правовая норма, выражая государственную волю, направлена на образование централизованных и децентрализованных публичных денежных фондов, необходимых для выполнения задач и функций государства, территориальных громад. В отличие от норм других отраслей права, предписания налогово-правовых норм касаются только разновидности финансовых отношении, складывающихся в процессе формирования доходных частей бюджетов. Налогово-правовая норма включает соответствующие государственные веления и запреты по поводу мобилизации подобных средств. Ей присущ императивный характер, выражающийся в категорической форме, исключающий изменение условий и установленных нормой предписаний самими участниками отношений.

Всеобщность нормативных предписаний правовой нормы непосредственно связана с предоставительно-обязывающим характером ее. Данная черта налогово-правовой нормы фактически затрагивает проблему построения налогово-правового статуса участников налоговых отношений. В этом случае двусторонний характер налогово-правовой нормы опосредует предоставление управомоченным лицам субъективных прав при возложении юридических обязанностей на иных субъектов отношений. Причем, налогово-правовая норма предполагает как определенную взаимосвязь их (обязанность налогоплательщика по ведению налогового учета и право налогового органа относительно контроля за осуществлением налогоплательщиком учета в налогообложении), так и установление безусловных односторонних обязанностей.

В этой ситуации происходит реализация различных вариантов соотношения воли государства, выражающейся в правовой норме19. Во-первых, государство, основываясь на познанных объективных закономерностях развития общества, закрепляет определенные отношения в норме права, устанавливая таким образом для них специальные границы. Таким способом обеспечивается существование и реализация субъективных обязанностей участников отношений. Во-вторых, осуществление государственной воли реализуется через предоставление субъектам отношений возможности выбора поведения, варианта разрешения противостояния интересов. Естественно, что в первую очередь подобная ситуация характерна для реализации права. Однако здесь уместно одно замечание. Реализация права определяется, прежде всего, характером отношений, методом правового регулирования. В условиях диспозитивного регулирования выбор решения основывается на свободе поведения субъектов, у которых есть целый ряд вариантов. При императивном налогово-правовом регулировании вряд ли можно говорить о возможности выбора для обязанных лиц. На первый взгляд, определенные варианты поведения предоставляются налогоплательщикам при реализации налогового кредита. Однако это поверхностное представление. У налогоплательщика существует только одно направление поведения - исполнение налоговой обязанности. Если он не может ее реализовать - возникает возможность применения механизма налогового кредита, в рамках которого все основные положения императивно урегулированы (сумма, сроки, оплата) и исключают какой-либо вариант выбора. Вернее, у налогоплательщика есть право выбора: платить налог или не платить. Однако свобода выбора в этом случае отражает императивный характер налогово-правового регулирования. В-третьих, реализация государственной воли осуществляется через выделение субъективных прав. Налогово-правовой нормой при этом основной упор делается на обозначение и адекватное отображение прав властвующих субъектов отношений.

Содержание налогово-правовой нормы реализуется и раскрывается ее признаками; Среди них необходимо обратить внимание на наиболее важные, принципиальные:

1. Налогово-правовая норма представляет собой правило поведения в форме властного предписания, веления, исходящего от государства. Ее содержание опирается на авторитет и заинтересованность государства в регулировании, управлении отношениями в сфере налогообложения. Основой государственного интереса является то, что без реализации предписаний налогово-правовой нормы будет исключена финансово-обеспеченная возможность осуществления государственных задач и функций и, фактически, невозможно существование государства в целом.

2. Налогово-правовая норма охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения21. Если охрана принудительной силой государства обеспечивается любой нормой права, то императивный характер нормы налогового права придает этой черте безусловный характер, реализуемый в жестких однозначных формах. Действительно, налогово-правовая норма выступает как общеобязательное правило поведения в сфере налогообложения, выражающее интересы и требования государства, обеспечиваемые его принудительной силой. В выработке налоговых норм могут принимать участие и органы государственной власти, управления, судебные органы, но правовыми нормы становятся только в том случае, если государство признало их таковыми и выполнение их обеспечивается силой государственного принуждения. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо разграничивать субъектов, вырабатывающих, создающих конструкцию налогово-правовой нормы (которыми могут быть и органы государственной власти и органы государственного управления), и субъекта, превращающего ее в правовое предписание, гарантирующего ее исполнение (государство).

3. Налогово-правовая норма выступает как общеобязательное правило поведения. С определенными оговорками можно даже говорить о "общеобязанном" характере налогово-правовой нормы. Если общий характер присущ всем разновидностям социальных норм, то правовая норма превращает его уже в общеобязательное правило поведения, которое распространяется на всех участников конкретных отношений, регулируемых правом, независимо от их субъективного отношения к ним. Налогово-правовая норма общеобязательный характер фокусирует на реализации императивной и безусловной налоговой обязанности, что и придает ей не просто общеобязательный характер, а обязательное осуществление предписания налогово-правовой нормы, направленное на реализацию налоговой обязанности.

4. Налогово-правовая норма выступает как формально-определенное правило поведения. Она отличается конкретностью, предметной детализацией, индивидуальной направленностью, категоричностью в регламентации поведения участников налоговых отношений при осуществлении налоговой обязанности.

Регулируя конкретный вид общественных отношений, налоговые правовые нормы охватывают определенный круг участников, формализуемый относительно их участия в осуществлении налоговой обязанности, включающий субъектов на основе общих характерных признаков (налогоплательщики, налоговые резиденты, налоговые нерезиденты и т. д.). Исходя из этого, формализуется и их правовой статус - закрепляются соответствующие субъективные налоговые права и обязанности. Формальный характер налогово-правовой нормы устанавливает рамки поведения субъектов налоговых отношений, позволяет ожидать им от иных участников надлежащего поведения, то есть таким образом закладывается формальный алгоритм поступков участников налоговых отношений, возможность предвидения ими действий иных лиц. Формализация правил поведения в сфере налогообложения позволяет оценить и неправомерное повеление, действия, отклоняющиеся от формализованных обязательных правил, и на основании этого принять решение о привлечении лица к ответственности.

5. Налогово-правовая норма не только закрепляет круг участников налоговых отношений, но и предоставляет им соответствующие субъективные юридические права, возлагает на них субъективные юридические обязанности. Налогово-правовая норма не только определяет ориентир, цель регулирования, но и устанавливает - какими правами и обязанностями могут и должны при достижении этих целей пользоваться субъекты налоговых правоотношений.

6. Налогово-правовая норма характеризуется системностью. Причем, речь идет о взаимоувязке нескольких соподчиненных уровней в налоговом предписании. Прежде всего, это система норм, закрепляющих налоговую обязанность и устанавливающих определенную иерархию от норм-принципов до норм подзаконных актов, детализирующих ее по видовым составляющим. Кроме того, в определенной системе и находятся части налогово-правовых норм, устанавливающих правовой механизм налога, определяющих видовые основы налоговой обязанности (правовой механизм налога требует обязательного закрепления целого ряда элементов: плательщик, объект, база, ставка, льгота и т. д.). И, наконец, система налогово-правовых норм должна отражать объективно существующую систему налогового права, которая призвана точно соответствовать регулирующему воздействию на систему налоговых отношений.

Реализация налогово-правовых норм, запрещающих конкретное поведение, противоречащее нормативным предписаниям, предполагает использование специфических средств обеспечения соблюдения законности. Эти средства сочетают как охранительные начала, так и восстановительные и превентивные. Естественно, стремление государства предполагает определенный упор на превентивном назначении подобных норм, которое бы обусловливало их меньшее воплощение в соответствующих правоотношениях. В то же время, налогово-правовое регулирование, безусловно, предполагает и восстановительную направленность налогово-правовой нормы. Она определяется самим содержанием налогово-правового регулирования, которое призвано обеспечить формирование публичных денежных фондов, и если действиями обязанного лица средства туда недопоступили, то абсолютно естественны и логичны требования управомоченного лица по восстановлению своего имущественного положения.

Трехзвенная структура налогово-правовой нормы вовсе не означает; что основанием возникновения регулятивных налоговых правоотношений является диспозиция этой нормы, а для охранительных - санкция. Налогово-правовая норма действует как единая система, и сложно обосновывать относительно обособленное воздействие какой-либо ее части на регулирование поведения участников отношений. Системное воздействие на поведение субъектов обусловливает и то, что непосредственным основанием возникновения правоотношения является цельная конструкция элемента, указывающего на юридические факты, и элемента, указывающего на юридические последствия, вызванные к жизни этими фактами. Если первый элемент характеризует обстоятельства, ситуацию, когда начинает действовать данная норма, то второй элемент определяет характер режима воздействия на поведение субъекта: регулятивное правоотношение - при позитивной реализации права и охранительное правоотношение - при нарушении предписаний правовой нормы. Подобное разграничение и порождает основу налоговых регулятивных процедур и процедур согласования.

Системное использование правового воздействия на поведение участников отношений может по-разному формировать характер и роль правовой нормы. Так, одна и та же норма может выступать в отдельных случаях как обеспечивающая те или иные установления, и, фактически, действия участников, тогда как в других случаях она уже будет обеспечиваемой, соблюдение которой будет гарантироваться другими правовыми нормами. Подобная относительность в режиме налоговых процедур сочетается, в то же время, и с некоторой однозначностью, абсолютностью, что зависит от типа налоговой процедуры. Абсолютный характер воздействия в режиме того или иного типа налоговой процедуры гарантирует однозначность начальных и конечных норм, выражающих содержание динамики данной процедуры и определяющих ее регулятивный или охранительный характер.

2.3. Классификация налогово-правовых норм и ее значение для процедурного регулирования
2.4. Место налогово-процессуальных норм в системе права
ГЛАВА 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕДУР
3.1. Налоговое правоотношение в системе правового регулирования
3.2. Сущность налогового правоотношения
3.3. Регулятивные и охранительные налоговые правоотношения
ГЛАВА 4. НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
4.1. Понятие налоговых процедур
4.2. Налоговый процесс
4.3. Налоговое производство
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru