Участие в налоговых процедурах принимают и специальные субъекты, статус которых регулируется на границе отраслевых законодательств либо иными законодательствами при условии делегирования им определенных прав и обязанностей, характерных только для участия в регулировании налоговой обязанности. В отдельных ситуациях субъектами налоговых процедур являются эксперты, переводчики, понятые, свидетели и т.д. Преимущественно их действия и положения ориентированы на процессуальное регулирование, связываются с разновидностями налоговых производств, когда учитываются и подключаются механизмы уголовно-процессуального регулирования, и др.
Участие понятых в налоговых процедурах выступает существенной гарантией в защите прав лица, в отношении которого осуществляются процессуальные действия. В отличие от участия свидетелей и экспертов, привлечение понятых является не правом, а обязанностью налогового органа. Понятыми должны выступать любые незаинтересованные в исходе дела физические лица. При этом налоговое законодательство закрепляет содержательный и формальный ценз. Содержательный (или качественный) ценз касается ограничения на участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Формальный (или количественный) ценз связывается с участием в качестве понятых не менее двух человек.
При применении одного из средств обеспечения исполнения налоговой обязанности украинский законодатель выделяет специальные требования к ее реализации. Опись активов налогоплательщика в исполнение решения об аресте активов проводится в присутствии его должностных лиц или их представителей, а также понятых лиц. В случае отсутствия должностных лиц налогоплательщика или их представителей опись его активов осуществляется в присутствии понятых лиц. В случае необходимости для проведения описи активов привлекается субъект оценочной деятельности - субъект хозяйствования. Представителям налогоплательщика, активы которого подлежат административному аресту, письменно разъясняются их права и обязанности. Понятыми лицами не могут быть работники налоговых или правоохранительных органов, а также другие лица, участие которых в качестве понятых лиц ограничивается Законом Украины "Об исполнительном производстве".
Свидетели, выступая участниками налоговых процедур, предоставляют информацию, показания, имеющие существенное значение для проведения налогового контроля. В качестве свидетелей выступают любые физические лица, располагающие сведениями, которые необходимо учесть при осуществлении контролирующих действий. Достоверность свидетельских показаний гарантируется протоколом, который, будучи оформленным, в соответствии с требованиями, выступает надлежащим доказательством при разрешении спора. Участие свидетелей законодательно ограничивается. Свидетелями не могут выступать лица, неспособные правильно воспринимать обстоятельства, значимые для контрольных действий налоговых органов (дети, лица, имеющие психические недостатки, и т.д.), либо лица, располагающие информацией, относящейся к их профессиональной тайне.
Эксперт выступает участником налоговых процедур в режиме налогового контроля. Его действия связываются чаще всего с участием в проведении налоговых проверок (в большинстве случаев это касается выездных налоговых проверок). Следует согласиться с тем, что налоговое законодательство связывает участие эксперта в налоговых процедурах не с обязанностью, а с правом органа, который реализует контролирующие действия. То есть, налоговый орган может, но не обязан проводить экспертизу. Более того, в контексте этого отсутствуют и детализированные основания обязательного назначения экспертизы как на стадии налоговой проверки, так и при судебном разбирательстве.
Специалист выступает также участником налоговых процедур при проведении налогового контроля. Им может выступать лицо, обладающее специальными знаниями, которых не хватает у лиц, участвующих в налоговой проверке. Предпосылками участия специалистов в налоговых процедурах является отсутствие или недостаток знаний у должностных лиц налоговых органов. Субъект, выполняющий функции специалиста, не связан интересом в разрешении спора.
По форме действия специалистов очень схожи с участием эксперта в налоговых процедурах. Однако важно иметь в виду, что кардинальные отличия связаны с последствиями их деятельности, характером участия. Специалист помогает в проведении контрольных мероприятий, разъясняет и содействует действиям контролирующего субъекта. Он не составляет заключения, а лишь осуществляет помощь в формировании доказательственной базы. В то же время экспертное заключение фигурирует как самостоятельное доказательство в налоговом процессе.
В Украине Порядок оформления и реализации документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами, утвержденный приказом ГНАУ от 01.06.98 № 266 (отмененный приказом ГНАУ от 16.09.02 № 429), предусматривал вовлечение специалистов на стадии проведения проверок налогоплательщиков. В частности, п. 1.4 указанного Порядка было определено, что одним из доказательств, которые используются для подтверждения установленных проверкой фактов налоговых нарушений, является письменное заключение специалистов, вовлеченных во время проверки.
В настоящее время действующий Порядок оформления результатов невыездных документальных, выездных плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 10.08.05 № 327, не содержит положения, которое бы предусматривало участие независимого специалиста на стадии проведения налоговой проверки. На практике используются: заключение эксперта, специалиста в той или другой области, научных работников и т. д.
Переводчиком выступает специалист, обладающий языковыми знаниями, который приглашается для участия в проведении налогового контроля на договорных условиях. Он не заинтересован в рассмотрении дела. Знания переводчика связываются либо с каким-то иностранным языком, либо со специфической формой общения (знания языка глухонемых, знаков, с помощью которых общаются слепые).
ГЛАВА 6. СРОКИ В НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕДУРАХ
6.1. Сроки в учетных налоговых процедурах
6.2. Сроки в процедурах уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)
1) Отсрочки
2) Рассрочки
3) Налогового кредита
6.3. Сроки в процедурах предоставления налоговой отчетности
ГЛАВА 7. УЧЕТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
7.1. Регистрационные налоговые процедуры