Рассрочкой при уплате налога является перенос установленного срока уплаты налога или его части на более поздний срок с уплатой суммы задолженности частями. Рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Рассрочка не может быть предоставлена налогоплательщику, который ранее получил ее на этих же основаниях.
В соответствии со ст. 14 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов пред бюджетами и государственными целевыми фондами" рассрочкой налоговой обязанности является предоставление налогоплательщику бюджетного кредита на основную сумму его налоговой обязанности без учета сумм пени под проценты, размер которых не может быть меньше ставки Национального банка Украины. Основанием для рассрочки налоговых обязанностей налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств относительно существования угрозы возникновения налогового долга, а также экономического обоснования, которое свидетельствует о возможности погашения налоговых обязанностей и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика. Рассрочка налоговых обязанностей предоставляется на условиях налогового кредита, по которым основная сумма кредита и начисленные на нее проценты погашаются равными долями, начиная с налогового периода, следующего за периодом предоставления такого кредита.
3) Налогового кредита
Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой налоговой обязанности. Изменение срока уплаты налога осуществляется на основании договора, составляемого между плательщиком налога и налоговым органом в пределах его компетенции. Налоговый кредит предоставляется исключительно по суммам, которые образовались исходя из налоговой обязанности. При этом важно иметь в виду, что налоговый кредит распространяется только на суммы налогов, подлежащих к уплате. Изменение сроков уплаты налогов и сборов также тесно связано с понятием недоимки, которая представляет собой сумму налога, не внесенную в соответствующие бюджеты или целевые фонды по истечении сроков уплаты, закрепленных законодательством. Необходимо, правда, учитывать, что недоимка является следствием нарушения налогового законодательства, а не исполнением налоговых обязанностей, тогда как налоговый кредит касается только отношений, связанных с уплатой налога.
Регулирование отношений налогового кредита фактически предполагает сосуществование двух различных институтов: налоговый кредит в механизме косвенного налогообложения и налоговый кредит в механизме прямого налогообложения. На наш взгляд, они принципиально различаются, прежде всего, соотношением кредиторов и заемщиков. Если в налоговом кредите по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик кредитует государство и при наличии особых оснований у него впоследствии возникает право на бюджетное возмещение, то при налоговом кредите в системе прямых налогов кредитором выступает государство. Весьма спорна и дискуссионная постановка проблемы о договорном характере данных отношений, однако подробно останавливаться на этом мы не будем, а обозначим некоторые исходные начала различных форм налогового кредита.
Ч. 7 ст. 1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" налоговый кредит определяется как сумма, на которую плательщик налога имеет право уменьшить налоговое обязательство в отчетном (налоговом) периоде. Налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых затрат производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, которые подлежат амортизации. Датой возникновения права плательщика налога на налоговый кредит считается:
- дата осуществления первого из событий: или дата списания средств с банковского счета плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг); или дата получения налоговой накладной, которая свидетельствует о факте приобретения плательщиком налога товаров (работ, услуг);
- для операций по ввезению (пересылке) товаров (работ, услуг) - дата уплаты налога по налоговым обязательствам;
- датой возникновения права арендатора (лизингополучателя) на увеличение налогового кредита для операций финансовой аренды (лизинга) является дата фактического получения объекта финансового лизинга таким арендатором169.
Налоговый кредит в механизме прямого налогообложения представлен, прежде всего, при налогообложении доходов физических лиц. Так, ч. 16 ст. 1 Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц" налоговый кредит определяется как сумма (стоимость) затрат, понесенных налогоплательщиком-резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов - физических или юридических лиц на протяжении отчетного года (кроме затрат на уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора), на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового облагаемого дохода, полученного по итогам такого отчетного года. Налогоплательщик имеет право на налоговый кредит по итогам отчетного налогового года. Основания для начисления налогового кредита отображаются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации. Перечень расходов, которые включаются в состав налогового кредита, закреплен ч. 3 ст. 5 Закона Украины "О налоге на доходы физических лиц". Налоговый кредит может быть начислен исключительно резидентом, который имеет индивидуальный идентификационный код. Общая сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего облагаемого дохода налогоплательщика, полученного им на протяжении отчетного года как заработная плата. В случае, если налогоплательщик не использовал право на начисление налогового кредита по итогам отчетного налогового года, оно на следующие налоговые годы не переносится.
Понятие инвестиционного налогового кредита определяется в украинском налоговом законодательстве ч. 11 ст. 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий''. Так, инвестиционный налоговый кредит является отсрочкой уплаты налога на прибыль, которая предоставляется субъекту предпринимательской деятельности на определенный срок с целью увеличения его финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ с последующей компенсацией отсроченных сумм в виде дополнительных поступлений налога через общее увеличение прибыли, которая будет получена в результате реализации инновационных программ.
Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной им налоговой декларации, в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока.
В случае, если в соответствии с законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинами, не связанным с нарушением налогового законодательства, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму налогового обязательства в сроки, определенные в законе по соответствующему налогу, а при их отсутствии - в течение тридцати календарных дней со дня получения налогового сообщения о таком начислении.
В случае определения налогового обязательства контролирующим органом по таким основаниям, как:
а) налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию;
б) данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях;
в) контролирующий орган в результате проведения камеральной проверки обнаруживает арифметические или методологические ошибки в поданной налогоплательщиком налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства, налогоплательщик обязан погасить начисленную сумму налогового обязательства в течение десяти календарных дней со дня получения налогового сообщения, кроме случаев, когда в течение этого срока такой налогоплательщик начинает процедуру апелляционного согласования.
В случаях апелляционного согласования суммы налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно погасить ее согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции в случае их наличия в течение десяти календарных дней, следующих за днем такого согласования. Если последний день указанных в этом пункте сроков приходится на выходной или праздничный день, то последним днем каждого из таких сроков считается следующий за выходным или праздничным рабочий операционный (банковский) день.
Сроки давности установлены ст. 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
За исключением случаев, определенных подпунктом 15.1.2 п. 15.1 ст. 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Законом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а в случае, если такая налоговая декларация была подана позднее, - за днем ее фактической подачи. Если на протяжении указанного срока налоговый орган не определяет сумму налоговых обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого налогового обязательства, а спор относительно такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.
Налоговое обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения вышеупомянутого срока давности в случае, если:
а) налоговую декларацию за период, когда возникло налоговое обязательство, не было подано;
б) судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика или физическим лицом - налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанного налогового обязательства.
Исчисление срока давности останавливается на любой период, на протяжении которого налогоплательщик находится за пределами Украины, если такой период является беспрерывным и равняется или превышает 180 дней.
В случае, если налоговое обязательство было начислено налоговым органом до окончания законодательно установленного срока давности, налоговый долг, который возник в связи с отказом в самостоятельном погашении налогового обязательства, может подлежать взысканию на протяжении последующих 1095 календарных дней со дня согласования налогового обязательства. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или до признания долга безнадежным.
Заявления о возвращении чрезмерно уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или о их возмещении в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.
6.3. Сроки в процедурах предоставления налоговой отчетности
ГЛАВА 7. УЧЕТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
7.1. Регистрационные налоговые процедуры
7.1.1. Процедуры учета физических лиц - плательщиков налогов
7.1.2. Учет юридических лиц - плательщиков налогов
7.1.3. Процедуры учета крупных плательщиков налогов
7.1.4. Процедуры учета неприбыльных организаций
7.1.5. Учет обособленных подразделений юридического лица
7.1.6. Учет физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности