7.1. Регистрационные налоговые процедуры
Разновидностью налоговых процедур являются процедуры, регулирующие процесс появления как обязанного субъекта, так и непосредственного основания возникновения налоговой обязанности - объекта налогообложения. С помощью данной разновидности процедур реализуется налоговый учет. Единство учетного налогового регулирования не исключает и определенной дифференциации, прежде всего, на два блока. Первый объединяет те разновидности налоговых процедур, за счет которых обеспечивается учет обязанных лиц, - регистрация участников налоговых отношений как налогоплательщиков (регистрационные налоговые процедуры). Второй включает в себя налоговые процедуры, связанные с учетом объекта налогообложения (учетно-объектные налоговые процедуры).
Особенности налогового учета определяются стадиями его осуществления. К ним можно отнести:
а) стадию постановки на учет налогоплательщика. Фактически в этом случае осуществляется легализация субъекта, наделенного налоговыми правами и обязанностями, обязанного их реализовывать;
б) стадию уточнения, корректировки сведений о налогоплательщике. Видимо, речь может идти об определенной факультативности действий плательщика на данном этапе. Мы можем допустить ситуацию, что никакие сведения о налогоплательщике не изменялись в принципе. Однако в действительности подобная ситуация только презюмируется, реально изменения данных о плательщике налогов и сборов довольно мобильны. Именно поэтому речь идет о существенной стадии учета налогоплательщиков. Подобные действия связаны с необходимостью изменения территориальности налогового учета и реализуются в снятии плательщика с учета в одном территориальном налоговом органе и постановке в другом;
в) стадию снятия с налогового учета. Связана либо с изменением места учета налогоплательщика, либо с прекращением его деятельности и налогообложения данного лица.
Налоговый учет физических лиц-налогоплательщиков предполагает реализацию двух типов налоговых режимов. Общий тип налогового учета предполагает осуществление учетных действий в отношении налогоплательщиков, не отличающихся никакими особенностями, специфическими чертами статуса. Специальный тип налогового учета реализуется относительно налогоплательщиков, характеризующихся специальным статусом (к примеру, субъекта предпринимательской деятельности).
22 декабря 1994 года был принят Закон Украины "О государственном реестре физических лиц - плательщиков налога и других обязательных платежей"178 и в ноябре 1997 года Государственная налоговая администрация Украины завершила первый этап формирования автоматизированной информационной системы по контролю за уплатой физическими лицами налогов и других обязательных платежей создала государственный реестр физических лиц плательщиков налога и других обязательных платежей. Каждому лицу в государственном реестре присваивается отдельный идентификационный номер, без которого с 1 января 1998 года невозможно открыть расчетный счет в банке и получить заработную плату. Учреждения банков с этой даты осуществляют операции по расчетным счетам физических лиц (кроме анонимных валютных счетов и счетов физических лиц - нерезидентов) только при наличии у них идентификационных номеров государственного реестра физических лиц плательщиков налогов.
Постановление Кабинета Министров Украины № 1232 от 6 ноября 1997 года "О мерах по внедрению идентификационных номеров государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей"179 обязало министерства и другие центральные органы исполнительной власти до 1 января 1998 года внести реквизит "идентификационный номер" во все формы первичных и отчетных документов, которые содержат информацию об объектах налогообложения физических лиц или уплате налогов и сборов (обязательных платежей), контролируемых налоговыми органами. Кабинет Министров Украины обязал Государственные таможенные службы внести в грузовые таможенные декларации, которые заполняются гражданами - предпринимателями, осуществляющими деятельность без создания юридического лица, идентификационные номера. Постановление обязало органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, осуществить до 1 февраля 1998 года обязательную замену идентификационных кодов государственного реестра отчетных (статистических) единиц Украины в свидетельствах о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных до 25 января 1996 года, и тех, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, на идентификационные номера государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей.
Свидетельство о государственной регистрации является основанием для открытия расчетного, валютного и других счетов в учреждениях банков и изготовления печати и штампов. На печатях и штампах должен указываться идентификационный код субъекта предпринимательской деятельности.
Налоговый номер содержит сведения о налогоплательщике: дата рождения, порядковый номер при регистрации данного гражданина и пол. Последняя, десятая цифра идентификационного кода, определяется по достаточно сложному правилу и предназначена для защиты от случайных ошибок. Половая принадлежность "закодированного" гражданина определяется из налогового номера очень просто. Если девятая цифра кода четная, то налогоплательщик - женщина, если нечетная - мужчина. Первые пять цифр идентификационного номера содержат сведения о дате рождения. Это несколько необычно для людей, далеких от программирования, потому что представляет собой количество дней, прошедших с 1 января 1900 года до дня рождения налогоплательщика.
А | В |
Первые пять цифр кода - количество дней, прошедших с 1900 года до дня рождения налогоплательщика | То же число, но записанное по дате |
14610 | 1 января, 1940 |
18263 | 1 января, 1950 |
21915 | 1 января, 1960 |
25568 | 1 января, 1970 |
29220 | 1 января, 1980 |
32873 | 1 января, 1990 |
36525 | 1 января, 2000 |
Положение, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 года №118 "О создании единого государственного реестра предприятий и организаций Украины"180, в качестве единого государственного реестра предприятий и организаций в Украине закрепляет единую автоматизированную систему учета, накопления и обработки данных о предприятиях, организациях всех форм собственности, а также их отдельных подразделений (филиалов, отделений, представительств). Целью создания государственного реестра стало обеспечение единых принципов идентификации и учета субъектов хозяйственной деятельности, осуществление надзора за структурными изменениями в экономике, обеспечением информацией. В реестр включаются данные о юридических лицах, размещенных и осуществляющих свою деятельность на территорий Украины или за пределами Украины, но созданных с участием юридических лиц Украины. Реестр создан как комплекс сведений, куца вошли идентификационные классификационные, справочные регистрационные и экономические данные. Осуществление создания и ведения государственного реестра реализуется Министерством статистики Украины.
7.1.1. Процедуры учета физических лиц - плательщиков налогов
7.1.2. Учет юридических лиц - плательщиков налогов
7.1.3. Процедуры учета крупных плательщиков налогов
7.1.4. Процедуры учета неприбыльных организаций
7.1.5. Учет обособленных подразделений юридического лица
7.1.6. Учет физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности
7.1.7. Процедуры учета плательщиков налога на добавленную стоимость
7.1.8. Процедуры учета отдельных налогоплательщиков
7.1.9. Процедуры перерегистрации налогоплательщиков