Налоговый процесс - Кучерявенко Н.П. - 8.3.2.2. Налоговое поручительство

Одним из традиционных способов обеспечения исполнения обязанности является механизм поручительства. Использование его при обеспечении исполнения налоговой обязанности обусловливает ряд специфических черт, определяющихся природой налогово-правового регулирования. Украинское налоговое законодательство закрепляет своеобразную опосредованную форму поручительства в системе способов обеспечения исполнения налоговой обязанности. Если отдельным способам обеспечения (например, налоговый залог, административный арест активов, пени) посвящены отдельные статьи Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", то поручительство получило законодательное регулирование в механизме налогового залога, и его конструкция закрепляется п. 8.8 ст. 8 "Налоговый залог" Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

При залоге обособляется должником конкретное имущество, которое переходит во владение кредитора. При другом виде обеспечения исполнения - поручительстве (банковской гарантии) - к обязанности привлекаются третьи лица, которые для кредитора выступают дополнительными должниками. Содержание налогового представительства предполагает обязывание юридических или физических лиц, выступающих поручителями, перед налоговыми органами исполнить обязанность налогоплательщика в случае, если им она не будет реализована. Имеется в виду, что налоговая обязанность плательщика должна быть реализована в полном объеме (включая сумму налогов, доначислений, налогового долга и т.д.) и в установленный законодательством срок.

Непосредственными субъектами, которые фактически кредитуют налогоплательщиков, являются собственники фондов денежных средств, которые аккумулируются на уровне различных видов бюджетов, - государство и территориальные громады. Поручительство как мера обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть использовано в случаях, установленных налоговым законодательством. Стороны договора поручительства - поручитель и налоговый орган. Традиционно поручителем могут выступать любые юридические или физические лица. Однако в соответствии с п. 8.8 ст. 8 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" налоговым поручителем выступает банк-поручитель.

Механизм налогового поручительства регулируется п, 8.8 ст. 8 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и детализирует именно налоговый характер этих отношений. Налоговый орган при этом обязан отказаться от права налогового залога активов плательщика, если банк-резидент поручается за него. К налоговому поручительству как способу обеспечения налоговой обязанности применяются все основные положения, относящиеся к налоговому залогу. Об этом свидетельствует, как уже подчеркивалось выше, и особенность законодательного регулирования.

По договору налогового поручительства банк-поручитель обязуется перед налоговым органом отвечать за надлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по погашению его налоговой обязанности или налогового долга. В случае неисполнения налогоплательщиком обязанностей по погашению налогового долга банк-поручитель принимает на себя ответственность за такое погашение в таком же объеме, как и налогоплательщик. Банк-поручитель, который исполнил обязательства по погашению налоговой обязанности или налогового долга налогоплательщика, имеет право обратного требования к такому налогоплательщику в размере выплаченной суммы. Неисполнение налогоплательщиком обязанностей обусловливает возникновение солидарной ответственности налогоплательщика и поручителя.

Договор налогового поручительства вступает в силу после его уведомительной регистрации в налоговом органе по местонахождению (месту налоговой регистрации) налогоплательщика, осуществляемой на основании предоставления налоговому органу нотариально удостоверенного договора поручительства. Фактически, речь идет о письменной форме договора поручительства.

Налоговый орган обязан выдать налогоплательщику в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения договора поручительства, справку о регистрации такого договора, на основании которого активы налогоплательщика считаются освобожденными из-под налогового залога. Договор поручительства не может быть отозван поручителем до полного погашения налогового долга. Поручитель не имеет права перепоручать исполнение обязательств по такому договору поручительства третьим лицам.

Банк-поручитель приобретает все права и обязанности налогоплательщика по срокам погашения согласованной налоговой обязанности такого налогоплательщика или его налогового долга, а также по обжалованию действий налогового органа в порядке, определенном настоящим Законом.

В силу поручительства обязанность по уплате в установленный срок причитающейся суммы налога (сбора) и соответствующей пени исполняется вместо налогоплательщика или иного обязанного лица поручителем, если налогоплательщик или иное обязанное лицо не исполнило или ненадлежащим образом исполнило свою налоговую обязанность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе выставить требование об уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующей пени к любому из участников договора поручительства. При исполнении поручителем своих обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица возврата уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения иных убытков, понесенных в связи с исполнением налоговой обязанности налогоплательщика или иного обязанного лица.

В качестве поручителя выступает банк, включенный в специальный реестр соответствующим налоговым органом. Кредитор, не имея возможности или желания получить долг с должника, заключает договор с поручителем (для чего, кстати, не требуется согласия должника), согласно которому кредитор погашает свою дебиторскую задолженность, а поручитель получает право на взыскание долга с должника. При наличии возражений должника поручитель обращается к законным средствам взыскания долга, по отношению к которому он стал новым кредитором в результате погашения им задолженности должника перед кредитором.

Перевод долга посредством договора поручительства может быть осуществлен только с согласия кредитора, так как договор поручительства заключается между поручителем и кредитором. Закон не запрещает должнику наряду с кредитором и поручителем участвовать в договоре поручительства. В договоре могут быть решены вопросы о порядке и условиях исполнения должником обязательств перед поручителем. При согласии кредитора, поручителя и должника составляется трехсторонний акт взаимозачета, фиксирующий выполнение всеми своих обязательств и полное погашение долгов. Поручитель, исполнивший свои обязанности по договору поручительства, вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) должником обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно.

8.3.2.3. Пени
8.3.2.4. Административный арест активов
8.3.2.5. Ограничение операций по счетам налогоплательщика в банках
8.4. Процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов (обязательных платежей)
8.4.1. Налоговое уведомление
8.4.2. Налоговое требование
ГЛАВА 9. ПРОЦЕДУРЫ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
9.1. Понятие налоговой отчетности
9.2. Процедуры подачи налоговых деклараций
ГЛАВА 10. ПРОЦЕДУРЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru