Ограничение операций по счетам налогоплательщика в банках является мерой оперативного воздействия на налогоплательщика в случае, если последний препятствует проведению налоговой проверки. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств обязанного лица в банках.
Ограничение операций по расчетным счетам налогоплательщиков не фигурирует в качестве самостоятельного способа обеспечения исполнения налоговой обязанности. Украинский законодатель связывает данную обеспечительную меру с административным арестом активов. Предполагается, что именно в рамках данного способа обеспечения исполнения налоговой обязанности и реализуется ограничение возможности осуществления банковских операций налогоплательщика. При этом, принятие решения об административном аресте активов не может касаться корреспондентских счетов банка в части платежей, которые исполняются за счет средств его клиентов. Регулирование особенностей административного ареста активов в налоговом законодательстве Украины, в отличие от административного ареста имущества, по сути, охватывает и обеспечительный режим в отношении денежных средств на банковских счетах. Именно поэтому в качестве самостоятельного способа обеспечения исполнения налоговой обязанности ограничение или приостановление операций по расчетным счетам налогоплательщиков данный способ не закрепляется.
Ограничение операций по расчетным и другим счетам в учреждениях банков осуществляется на основании распоряжения налогового органа, ограничивающего право плательщика налога, его представителя или налогового агента распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счет в банковских учреждениях. Ограничение права плательщика налога, его представителя или налогового агента по распоряжению средствами на его счетах не распространяется на расчеты с бюджетом по уплате налогов, штрафа и пени. Ограничение операций плательщика налога на расчетном счете или других счетах в банках действует с момента получения банком распоряжения налогового органа до отмены распоряжения налоговым органом или по решению суда.
Конструкция ограничения операций по расчетным счетам налогоплательщика представляет смешанный механизм, предполагающий сочетание как императивных методов регулирования (прежде всего, отражающих отношения налогоплательщиков и органов взыскания), так и затрагивающий диспозитивные отношения (регулирующие отношения налогоплательщиков и банков, участвующих в реализации данных обеспечительных мер и связанных с плательщиками условиями договора). Подобная модель обусловливает наличие у механизма ограничения операций налогоплательщиков по расчетным счетам в сфере налогово-правового регулирования определенных специфических особенностей. Они связаны со следующими положениями:
а) решение об ограничении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается исключительно в результате неисполнения им налоговой обязанности (прежде всего, задержки уплаты налога);
б) решение органа взыскания о приостановлении операций по счетам налогоплательщика имеет приоритет над иными операциями данного плательщика и подлежит безусловному исполнению банками. При этом банк не имеет права оценивать правомерность и законность вынесения данного решения246;
в) данное решение принимается руководителем органа, в компетенцию которого входит контроль за поступлением налоговых платежей в бюджет;
г) решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика принимается одновременно с вынесением решения о взыскании суммы налога, подлежащей уплате;
д) прекращение исполнения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не имеет автоматического характера, а предполагает отмену на основании отдельного решения органа взыскания. Последнее основывается на документах, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога.
Решение о приостановлении операций по счетам принимается одновременно с решением о взыскании налога и пени. Однако это не означает, что решение о приостановлении операций не может быть принято позднее даты вынесения решения о взыскании налога. В случае, если банком или налогоплательщиком представлены в налоговый орган документы, подтверждающие уплату сумм, связанных со взысканием налога, налоговый орган обязан вынести распоряжение об отмене распоряжения об ограничении операций по счетам налогоплательщика в банках.
Распоряжения о бесспорном списании сумм недоимки не издаются, если предприятия, учреждения и организации своевременно представили в учреждения банков платежные поручения на перечисление надлежащих платежей. Взыскание с граждан Украины, а также иностранных граждан и лиц без гражданства недоимки по налогам может быть проведено органами взыскания только по решению суда или по исполнительным надписям нотариусов в соответствии с действующим законодательством. Жалобы на неправильные действия должностных лиц органов взыскания, допущенные ими при взыскании налогов и неналоговых платежей, подаются в органы взыскания, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее чем в месячный срок с момента их подачи. Решение по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий орган.
8.4.1. Налоговое уведомление
8.4.2. Налоговое требование
ГЛАВА 9. ПРОЦЕДУРЫ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
9.1. Понятие налоговой отчетности
9.2. Процедуры подачи налоговых деклараций
ГЛАВА 10. ПРОЦЕДУРЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
10.1. Содержание налогового контроля
10.2. Виды и методы налогового контроля
10.3. Процедуры налоговых проверок