Налоговый процесс - Кучерявенко Н.П. - 5.3. Налоговые органы как субъекты налоговых процедур

Определяя роль государственных органов, особенности их компетенции в области налогообложения, необходимо разграничивать институты, представляющие непосредственно государство без детализации его функций в конкретной сфере деятельности (Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и т. д.) и органы, предметно осуществляющие специальную деятельность в сфере налогообложения. В последнем случае, фактически, речь идет о налоговых органах.

Государство, как определенное единство, участвуя в налоговых правоотношениях как цельный институт, не исключает определенной дифференциации строения, предполагающего объединение органов государства самой различной компетенции и структуры. Очень часто в налогово-правовом регулировании формируется специфический блок отношений властвующих субъектов, представляющих государство, которые организуются по принципам:

а) частей единого целого, т.е. органов, представляющих государство в налоговых отношениях (например, отношения между налоговыми органами и органами государственного казначейства, где первые организуют и контролируют уплату налогов и сборов, вторые - зачисление налогов или их части в соответствующие бюджеты);

б) части и целого, отражающего отношения между государством и, к примеру, налоговыми органами (в этом случае, чаще всего, государство представлено Верховной Радой или Кабинетом Министров).

Исходя из этого, необходимо разграничивать органы, контролирующие и управляющие поступлением налогов и сборов от плательщиков (можно говорить о налоговых органах в широком значении или подобно тому отнести сюда все органы, в компетенцию которых входит контроль за поступлением платежей, включенных законодателем в закрытый перечень общегосударственных и местных налогов и сборов) в бюджеты, и непосредственно налоговые органы, созданные исключительно с этой целью (органы налоговой администрации и налоговая милиция). Выполняя различные функции государства, органы государства могут быть наделены государством и властными полномочиями в специальных областях, но обязательно в контексте своего назначения. Так, органы Пенсионного фонда наделены полномочиями в области регулирования поступления пенсионных сборов, органы Госавтоинспекции - налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и т.д.

Характерной особенностью участия налоговых органов в правоотношениях является участие их как таковых, не требующее дополнительного правового оформления, детализации правового статуса. Если акцентировать внимание на втором аспекте участия государственных органов или организаций в правоотношениях, подчеркивая гражданско-правовые особенности их статуса, то несколько уровней, стадий детализации их статуса здесь объективно необходимы (юридическое лицо - предприятие или организация - бюджетное предприятие или организация и т.д.), тогда как выделение налоговых органов фактически первично и безусловно.

Если под эффективным взиманием налогов понимать их уплату на законном основании, в соответствии с эффективными и рациональными моделями налоговых механизмов, то это будет реализацией интереса и налогоплательщика (естественно, мы предполагаем законопослушного субъекта), и налоговых органов. В первом случае, как нам представляется, интерес налогоплательщика имеет двоякую природу: с одной стороны, таким образом можно защититься от конфискационных форм налогообложения, с другой - сформировать фонды, за счет которых возможно будет удовлетворение образовательных, культурных и иных потребностей налогоплательщиков. Во втором случае интерес налоговых органов может быть связан, прежде всего, с упорядочением, организацией деятельности как системы органов в целом, так и их отдельных составных.

Практически всегда в качестве участника правоотношения выступает субъект, составляющий определенное структурное подразделение. Чаще всего налогоплательщику противостоят налоговые инспекции - районные подразделения налоговых органов, областные налоговые администрации. Показательно, что даже процедура обжалования решений налоговых инспекций предполагает определенное прохождение стадий в зависимости от уровня структурного подразделения органов налоговой администрации.

В этой стадии хотелось бы обозначить еще одну проблему, требующую разрешения при регулировании отношений между налогоплательщиком и налоговым органом - место должностных лиц налоговых органов. Видимо, основной упор в регулировании подобных ситуаций объективно должен отводиться нормам трудового права. Но нельзя исключать и перспективность своеобразного пограничного регулирования. К примеру, традиционным и для российского, и для украинского финансового законодательства стала норма, закрепляющая ответственность государства и административно-территориальных единиц, реализующаяся путем возмещения налогоплательщику средств из соответствующего бюджета при незаконном взимании или взыскании налоговых платежей. С этим сложно (да и нет объективной необходимости) спорить: поступили незаконно взысканные налоги в бюджет - из этого бюджета они и возвращаются. Но ведь налогоплательщик вследствие этого мог понести и убытки, потери - кто должен отвечать в этом случае? Опять же за счет бюджета! А при чем здесь государство или территориальная громада, когда незаконные решения принимаются на уровне структурного подразделения налогового органа, конкретным лицом. Может, в данном случае следует задуматься о варианте солидарной ответственности, сочетающей возмещение за счет бюджета (поступивших туда незаконно сумм налогов и сборов), средств налоговых и лиц, принявших незаконное решение (при возмещении плательщику потерь и убытков вследствие такого решения). Естественно, для этого у налоговых органов должен существовать специальный фонд (может, за счет части доначислений и т. д.), а возмещение за счет лиц, принявших незаконное решение, вряд ли сможет покрыть потери и убытки налогоплательщика.

Важно учитывать при этом, что правосубъектность государственного органа, хотя и основывается на властной компетенции, правомочиях руководства, переданных ему государством, но не исчерпывается этим. Действительно, наделение полномочиями важно, но оно требует безусловного материального обеспечения. Наделив орган компетенцией в определенной сфере, государство должно определить и принцип формирования его денежных ресурсов. Естественно, почти всегда это бюджетное финансирование, выделение средств непосредственно из бюджета на обеспечение деятельности и развитие системы конкретных органов. Когда речь идет о финансовых органах, а тем более налоговых, можно допустить возможность и оставления в распоряжении этих органов части средств, поступающих в бюджеты непосредственно в результате их деятельности (сумм доначислений и т.д.), тем более, что подобная практика существовала в Украине (30% от сумм доначислений на развитие материально-технической базы налоговых органов). Правда, здесь возникает иная проблема - опасность злоупотребления при применении штрафных санкций налоговыми органами. Переход к исключительно казначейскому обслуживанию, фактически, не допускает подобной возможности относительно налоговых органов. Осуществляя права и обязанности в этом случае, органы государства реализуют, фактически, оперативно-хозяйственную деятельность.

Понятие "правообязанности" при характеристике полномочий - как финансовых, так и налоговых органов - прочно вошло в оборот и используется сейчас довольно активно. Однако при этом внимание хотелось бы обратить на два контекста подобного термина. Прежде всего, естественно, речь идет о консультативном теоретическом подходе, разграничивающем правомочия и правообязанность в субъективном праве. В этом случае, понятию права в субъективном смысле или правомочия противостоит соответствующая обязанность, без которой правомочие превращается в обычное дозволение. В анализируемом же случае мы используем более прикладной подход, характеризующий особенности правосубъектности налоговых органов. В этом варианте она имеет относительно промежуточный характер, затрагивая и отношения с государством, и с плательщиками. Если относительно государства налоговые органы наделены обязанностями по реализации функций налогового контроля, то в отношении плательщиков - это их права. Права, которые они обязаны реализовывать. Таким образом, правообязанность налоговых органов предполагает осуществление в данном действии налоговых органов обязанности перед государством и права в отношении налогоплательщиков.

Юридические обязанности плательщиков налогов и сборов корреспондируются с правомочиями контрагентов процессуальных правоотношений. При этом процессуальные полномочия налоговых органов нельзя безусловно отнести ни к процессуальным правам, ни к процессуальным обязанностям. Они представляют собой специфический компонент компетенции налогового органа. Последний, будучи наделен процессуальными налоговыми полномочиями, не только имеет права, но и обязан совершать предусмотренные процессуальные действия.

Распределение компетенции государственных органов в сфере налогообложения, закрепление специальной компетенции именно за налоговыми органами не исключает, а наоборот, способствует реализации единой государственной политики в налоговой сфере. Наделение налогового органа определенной компетенцией является своеобразным разделением управленческой деятельности между различными звеньями государственного механизма.

Особенностью компетенции налоговых органов является своеобразное поструктурное распределение прав и обязанностей, определенная детализация их по мере перехода к более низшему звену. Так, статьей 2 Закона Украины "О Государственной налоговой службе в Украине" определены задачи органов государственной налоговой службы, которые имеют в большей степени концептуальный, постановочный характер. В статье 8 этого же Закона определены уже функции Государственной налоговой администрации Украины, в статье 9 - функции государственных налоговых администраций более низшего уровня, в статье 10-функции государственных налоговых инспекций. Этими статьями общие задачи налоговых органов детализируются довольно предметно. Еще более подробно компетенция органов государственной налоговой службы уточняется в разделе III Закона, где речь идет уже о правах, обязанностях и ответственности органов государственной налоговой службы. Здесь они изложены в четкой, однозначной форме и закреплены закрытым перечнем. Некоторые проблемы при этом, правда, остаются. Речь идет, прежде всего, о коллизии законов, когда те или иные права или обязанности детализируются иными законодательными актами, что порождает противоречия не просто о компетенции налоговых органов, а вообще, какие органы включать в систему налоговых, ведь сегодня законодатель, практически, в качестве синонимов использует понятия "налоговые органы", "контролирующие органы", "органы взыскания". Естественно, это не может не порождать трудностей и противоречий как на стадии правопонимания, так и на стадии правоприменения. Представляется логичным рассматривать в качестве родовых норм, определяющих права и обязанности налоговых органов, нормы закона, определяющего их правовой статус (Закона Украины "О Государственной налоговой службе в Украине"), в иных же законах, регулирующих налогообложение, допускать лишь видовую детализацию уже закрепленных родовых прав и обязанностей, но ни в коем случае не появление новых. В конечном счете, последнее может происходить, но при одновременном внесении изменений в Закон Украины "О Государственной налоговой службе в Украине".

Компетенция налогового органа представляет собой совокупность прав и обязанностей властного характера, которыми наделены эти органы государством в целях осуществления государственного управления в сфере налогообложения. Особенностями компетенции налоговых органов являются насколько обстоятельств:

а) для налоговых органов компетенция в сфере налогообложения имеет специальный характер и полностью охватывает их права и обязанности, тогда как ряд органов государства, участвуя в финансовой деятельности, реализуют только часть полномочий, которыми их наделило государство;

б) налоговые права и обязанности, составляющие компетенцию налогового органа, представляют определенную иерархическую структуру, распределяясь между отдельными подразделениями налогового органа, должностными лицами;

в) в налоговой компетенции основу составляют властные права налоговых органов на осуществление определенных положительных действий относительно контроля за обязанными лицами. Показательно, что ст. 11 Закона Украины "О Государственной налоговой службе в Украине" содержит довольно детализированный перечень прав органов государственной налоговой службы, тогда как обязанностей этих органов закон, фактически, не регулирует. Есть, конечно, ст. 13 этого же Закона, но она закрепляет обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы, которые по содержанию представляют не что иное, как набор декларативных лозунгов;

г) направленный характер прав и обязанностей налоговых органов, который означает возможность через эти властные полномочия определенным образом направлять поведение других (обязанных лиц). Содержание компетенции налоговых органов состоит в наличии возможности порождать, изменять и прекращать права и обязанности других лиц;

д) налоговые органы, представляя государство, осуществляют полномочия в области налогообложения независимо от противостоящего ему в правоотношениях участника (государственного предприятия, физического лица и т. д.)117, что создает специфические основы формирования принципа равенства в налогообложении через посредство идентичного построения компетенции к субъектам, представляющие различные формы собственности.

В контексте этого налоговыми законодательствами детализируются и определенные процедурные права и обязанности налоговых органов. Исходя из этого, предлагается дифференцировать их на группы в зависимости от вида процедур, в рамках которых они реализуются. В то же время, в самом общем виде, выражая- нацеленность на реализацию контрольных функций налоговых органов, процедурные права и обязанности их целесообразнее связывать с элементами налоговой обязанности и выделять процедуры контроля за учетом плательщиков и объектов налогообложения; за уплатой налогов и сборов; за налоговой отчетностью.

5.4. Юридические лица в системе участников налоговых процедур
1. Место регистрации
2. Место управления
3. Место деятельности
5.5. Физические лица как субъекты налоговых процедур
5.6. Связанные лица
5.7. Консолидированная группа налогоплательщиков
5.8. Налоговые агенты
5.9. Сборщики налогов
5.10. Иные участники налоговых процедур
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru