В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как "сборщик налогов". В то же время в Украине законодательного определения данного понятия не существует. В ряде случаев проводится параллель, а иногда и ставится знак равенства между сборщиком налогов и налоговым агентом. Несмотря на то, что в чем-то их функции схожи, тем не менее, абсолютного равенства их правовых статусов не существует. Отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, кроме этого, обязан требовать внесения сумм налога. Таким образом, понятие "налоговый агент" и "сборщик налогов" - это связанные понятия, которые определяют иногда одних и тех же лиц - предприятия, учреждения, организации, на которые согласно законодательству возложена обязанность удерживать суммы налогов с плательщиков налогов и перечислять их в бюджет.
Предприятие, выплачивающее доход своему рабочему, выступает как налоговый агент по отношению к исчислению, удержанию из заработной платы и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. В отличие от налоговых агентов лица, собирающие налоги, выступают как уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием средств от плательщиков (или их агентов) в счет уплаты налогов и сборов. Лица, собирающие налоги и сборы, принимают у обязанных лиц по их желанию средства в счет налогового платежа.
К сборщикам налогов относятся:
1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с сумм, которые выплачиваются физическим лицам;
2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях;
3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами.
Таким образом, прием от налогоплательщиков сумм в счет уплаты налогов и сборов может осуществляться сборщиками налогов, которыми выступают государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и должностные лица. Сборщики налогов могут осуществлять прием средств в счет уплаты налогов и сборов только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Особенностью полномочий сборщиков налогов является то, что они осуществляют прием средств у налогоплательщиков по волеизъявлению последних. Тогда как, к примеру, налоговые агенты осуществляют удержание налогов у налогоплательщика независимо от его волеизъявления.
В отличие от налоговых агентов сборщики налогов не являются источниками выплаты доходов налогоплательщикам и не имеют полномочий по удержанию налогов. Однако их функции по приему платежей дополняются функциями по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов плательщиками. Таким образом, они, как и налоговые агенты, играют двоякую роль: с одной стороны, выполняют фискальные функции контроля за налогоплательщиком, с другой - подконтрольны налоговым органам при выполнении своих обязанностей по перечислению сумм налогов и сборов, поступивших им от плательщиков. По отношению к налогоплательщикам сборщики налогов обладают определенной нейтральностью, здесь отсутствует корреспонденция прав и обязанностей налогоплательщиков и сборщиков налогов. Последние не обязаны и не вправе требовать от налогоплательщиков исполнения их обязанностей.
5.11. Суд в системе участников налоговых процедур
ГЛАВА 6. СРОКИ В НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕДУРАХ
6.1. Сроки в учетных налоговых процедурах
6.2. Сроки в процедурах уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)
1) Отсрочки
2) Рассрочки
3) Налогового кредита
6.3. Сроки в процедурах предоставления налоговой отчетности
ГЛАВА 7. УЧЕТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ