Комплект шрифта — это совокупность всех строчных и прописных букв, цифр и пунктуационных знаков, имеющих одинаковый размер и начертание (рис. 18.13). Шрифты могут быть прямыми и курсивными. К прямому шрифту относятся буквы прямой формы в отличие от курсивного шрифта, в котором буквы имеют наклонную форму. Латиница (Roman) обозначает группу шрифтов, имеющих засечки.
Семейства шрифтов объединяют два и более вида шрифтов, представляющих собой различные варианты шрифта, имеющие одинаковое начертание (рис. 18.14). Тем не менее каждый вид сохраняет неотъемлемые характеристики основной формы букв. Варианты могут включать курсив, узкий (thin), светлый, полужирный (semibold), жирный, средний (medium), узкий (condensed), широкий, контурный и другие виды шрифта. В некоторых семействах представлены только некоторые из этих вариантов, в то время как другие семейства предлагают больший
Рис. 18.13. Примеры двух вариантов начертания шрифта "Bookman", нормального и жирного
выбор вариантов начертания. Семейство шрифтов предоставляет разнообразные, но гармоничные начертания шрифта, которые можно использовать в рекламе.
Размер шрифта
Наборщики пользуются едиными единицами измерения шрифта. Если вы собираетесь общаться с людьми, занимающимися производством, вам необходимо знать базовые единицы измерения. Во всех англоязычных странах в качестве единиц измерения, используемых в печатном производстве, приняты пункт и цицеро. Давайте познакомимся с ними поближе.
Пункт
Пункт (пт) используется для измерения размера шрифта (высоты букв). В одном дюйме (2,54 см) 72 пункта (0,351 мм). Полезно знать, что высота шрифта размером 36 пунктов составляет примерно полдюйма, а шрифта размером 18 пунктов — примерно 1/4 дюйма. На рис. 18.15 поясняются основные термины, используемые для обозначения высоты шрифта. Размер шрифта может составлять от 6 до 120 пунктов. Размер шрифта основного текста обычно находится в диапазоне от 6 до 14 пунктов. Для большинства изданий используются шрифты размером 9,10 или 11 пунктов. Шрифты, размер которых превышает 14 пунктов, называются выделительными шрифтами или шрифтами заголовка. Однако эти размеры — всего лишь условность: как правило, размер шрифта основного текста газетной рекламы составляет примерно 18 пунктов, кроме того, встречаются рекламные обращения, в которых размер заголовка примерно равен размеру основного текста. Рисунок 18.16 дает наглядное представление об основных размерах шрифта.
Наряду с измерением высоты шрифта пункты используются для измерения интервала между строками, линиями и кромками.
Цицеро
Цицеро представляет собой линейную единицу измерения. Цицеро равняется 12 пунктам, а в одном дюйме 6 цицеро. Цицеро используется для определения ширины или высоты, а также длины строки.
Эм
Эм - это единица измерения, соответствующая размеру шрифта. Такая единица измерения используется для установки отступов между блоками и абзацами текста. Обычно ширина эма равна высоте прописной буквы "М" комплекта шрифта.
Строка "агат"
Большинство газет (и некоторые небольшие журналы) продают рекламное пространство из расчета колонки длиной в один дюйм или строки "агат" (строка, набранная шрифтом "агат", размером 5,5 пункта), которая служит для измерения размера пространства. Колонка длиной в один дюйм содержит 14 строк
рис. 18.14. Во всех вариантах шрифтов, принадлежащих к одному семейству, сохраняются основная форма буквы и особенности стиля
Рис. 18.15. Основные термины для обозначения высоты шрифта
"агат" независимо от ширины колонки. Высота газетного пространства измеряется строками "агат", а ширина — количеством колонок. Например, пространство размером "100 х 2" читается как "сто строк высотой и две колонки шириной".
Расстояние между строками/интерлиньяж
Также называемое ледингом (leading), расстояние между строками представляет собой вертикальное пространство между строками текста, измеряемое в пунктах от нижней линии шрифта до следующей нижней линии. Говорят, что строки набраны плотно, если между ними не добавляется дополнительное пространство. Пространство добавляется для того, чтобы сделать шрифт более читаемым. На практике установлено, что дополнительное пространство не должно превышать 20% размера шрифта. Таким образом, если вы используете шрифт размером 10 пунктов, то максимальное дополнительное пространство между строками составляет 2 пункта для лединга размером 12 пунктов.
Рис. 18.16. Внешний вид шрифта различных размеров
Эм
Строка "агат"
Расстояние между строками/интерлиньяж
Набор
Советы по цифровому набору
Электронные оригинал-макеты и иллюстрации
Иллюстрации для поставщика допечатных услуг
Штриховое художественное оформление
Полутоновое изображение