С маркетинговой и рекламной точек зрения Интернет вообще и коммерческие web-сайты в частности имеют несколько применений:
1. Инструмент прямых продаж. Прямые продажи через Интернет могут представлять собой самостоятельный бизнес (Amazon.com) или дополнение к бизнесу существующему (как в случаях с торговцем по каталогам Land's End (landsend.com) или розничной компанией С. Penney).
2. Поддерживаемое рекламодателями средство коммуникации. Практически любой американский журнал, газета или более или менее крупная теле-и радиостанция имеют свои сайты в Интернете. В конце газетных статей часто встречаются web-адреса, по которым читатели могут получить более подробную информацию о предмете. Некоторые издания существуют только в электронном виде (например интернет-журнал "Salon"). Многие из этих проектов пытаются существовать за счет рекламы, прибыль же от основной деятельности пока получают единицы.
3. Источник маркетинговой и рекламной информации. Тысячи больших и маленьких компаний используют свои web-сайты для передачи корпоративных новостей, информации о товарах, контактов с акционерами. За обслуживание потребностей организаций в виртуальном присутствии борются многие рекламные агентства. Крупные агентства, такие как BBDO (atmosphere Interactive), создают специальные отделы интерактивного маркетинга. Другие "...намеренно не делают разницы между онлайном и оффлайном, предлагая, как они сами говорят, истинно интегрированные рекламные кампании от истинно интегрированных агентств".
Маркетинг прямого отклика: обзор
Хотя в маркетинге прямого отклика (ответа) и применяются многие интерактивные технологии, было бы ошибкой предрекать скорую кончину традиционных прямых каналов (адресной рассылки или телемаркетинга). В прямом маркетинге и прямой рекламе применялись и будут использоваться разнообразные способы установления контактов с потребителями. Далее мы обсудим наиболее распространенные из них.
Цели маркетинга прямого отклика
Перед большинством кампаний прямого отклика ставится как минимум одна из следующих целей:
1. Получение прямых заказов. Сюда относится вся реклама прямого отклика, результатом которой должна быть инициация переговоров или заключение сделки. Покупателю сообщается вся необходимая для принятия решения и совершения трансакции информация.
2. Создание заделов на будущее. Стимулирование интереса к товару и предоставление потребителям возможностей для запроса дополнительной информации или сообщения сведений о себе как о потенциальных покупателях (обеспечение будущей информационной поддержки).
3. Создание трафика. Эту цель преследует реклама прямого отклика, призванная привлечь покупателей в магазин для совершения покупки. Сообщения содержат подробную информацию о товарах, но, как правило, не имеют бланков заказов.
Параллельно с кампанией прямого отклика обычно проводится обычная реклама. Например, рекламные объявления и ролики с возможностью прямого ответа являются важным источником дохода практически для всех медиа. В дополнение к ним компании-производители и продавцы размещают и традиционную рекламу, чем убеждают потребителей в надежности прямых заказов.
Основные преимущества маркетинга прямого отклика
Независимо от способа контакта с покупателями все виды маркетинга прямого ответа имеют несколько общих характеристик:
1. Целенаправленность коммуникаций. За исключением рекламы прямого отклика в масс-медиа, рекламодатель определяет, кто конкретно получит его сообщение. Текст сообщения может быть составлен с учетом демографических, психографических и потребительских особенностей получателей. Далее рекламодатель полностью контролирует производство и сроки выхода рекламы.
2. Измеримость результатов. Один из недостатков традиционной рекламы в том и состоит, что полученные результаты можно только оценить, но не измерить. В большинстве разновидностей рекламы прямого ответа результат может быть определен с точностью до цента. Кроме того, рекламодатель в состоянии точно измерить эффективность различных сообщений и творческих подходов.
3. Сообщения носят персональный характер. Независимо от способа передачи — по почте, через компьютер или медиа, компания-рекламодатель может точно определить своих получателей и подготовить для них персональные сообщения. Практики прямого маркетинга считают, что недалек тот день, когда реклама будет носить сугубо индивидуальный характер.
Популярность маркетинга прямого отклика отчасти обусловлена происходящими на рынке изменениями. Если раньше в экономике главенствовали производители, то теперь на первый план вышли гигантские торговые компании. В XXI в. нас ждут кардинальные перемены и со стороны потребления. Домашние компьютеры и волоконно-оптические линии связи позволяют совершать покупки напрямую, избегая даже сбора информации в традиционных СМИ. В скором времени потребители смогут избавиться от ограничений обычных маркетинговых каналов. Товары и услуги будут доступны немедленно, причем как в крупных городах, так и в самых глухих деревнях. Формирование новой среды благоприятствует прямому маркетингу.
Далее организации требуют от своих отделов рекламы и маркетинга отчетов за израсходованные средства. В этой связи реклама прямого отклика с ее возможностями по измерению результатов представляется более предпочтительной. С другой стороны, прямые коммуникации обходятся относительно дорого, а потому должны быть ориентированы исключительно на целевые аудитории. Многие формы прямого ответа (почтовые каталоги, адресная рассылка образцов товаров и др.) требуют весьма высоких затрат; следовательно, применять их в отношении заведомо бесперспективных потребителей нецелесообразно. По показателю СРМ любая адресная рассылка обходится рекламодателю существенно дороже, чем традиционная массовая реклама. Но при правильном исполнении прямая рекламная кампания охватывает значительно больший процент наиболее перспективных потенциальных покупателей, а объем "потерянного тиража" существенно меньше. Кроме того, основная часть инвестиций в маркетинг прямого отклика представляет собой затраты непосредственно на заключение сделок, тогда как инвестиции в обычную рекламу представляют собой лишь первый шаг в процессе формирования осведомленности и марочного капитала, конечным результатом которого становится (вернее, может стать) покупка.
Как будет показано далее, реклама прямого отклика имеет много разновидностей и отвечает целому ряду целей маркетинга. В будущем прямой маркетинг войдет в арсенал очень многих компаний.
Виды маркетинга прямого отклика
Телемаркетинг
Входящий и исходящий телемаркетинг
Системы автоматического обзвона
Регулирование телемаркетинговой деятельности
Маркетинг прямого отклика и телевидение
Торговые телеканалы
Маркетинг прямого отклика и радио
Маркетинг прямого отклика и журналы