Несмотря на то что имеет место определенное сходство, производство рекламного радиоролика обходится дешевле, чем производство телевизионного ролика. Сначала агентство или рекламодатель выбирают продюсера, превращающего сценарий в запись, готовую к трансляции. После составления калькуляции и подтверждения бюджета продюсер выбирает студию звукозаписи и режиссера по подбору актеров, если это необходимо. Если требуется музыка, продюсер обращается в "музыкальное ателье", которое занимается сочинением музыки и ее аранжировкой, и выполняет все шаги, необходимые для получения готового музыкального оформления. В том случае, когда выделения средств на создание музыки не предусмотрено, продюсер может использовать "архивную" музыку (предварительно записанную и сдаваемую "напрокат").
После того как актеры подобраны, начинаются репетиции в студии звукозаписи, которая может сниматься на условиях почасовой оплаты. Однако поскольку большинство роликов создаются с помощью коротких "дублей", впоследствии собираемых воедино для редакции, необходимости в официальной репетиции, как правило, не возникает. Когда продюсер считает, что актеры полностью готовы, ролик исполняется и записывается на пленку. Музыка и звук записываются по отдельности, а затем микшируются с вокалом в студии звукозаписи. По сути, с помощью двух- и трехканальной записи музыки и голосов певцов современное звукозаписывающее оборудование позволяет компоновать непродолжительные фонограммы в относительно длительные. Однако профсоюз требует, чтобы музыкантам и певцам платили дополнительный гонорар в случае, если их музыка просто накладывается на оригинальную запись. После заключительного микширования изготавливается мастер-пленка рекламного ролика. После окончательного ее подтверждения изготавливаются дубликаты на аудиокассетах и компакт-дисках, которые рассылаются транслирующим рекламу радиостанциям.
Что следует помнить при производстве рекламы
Фил Катти но выступает против присутствия на сеансе звукозаписи представителя заказчика или клиента. Он считает, что их присутствие создает слишком много проблем, которые могут помешать созданию действительно хорошего материала. Вот некоторые из потенциальных трудностей: актеры и звукооператор чувствуют себя скованно и думают большей частью о времени, а не создании эффективного ролика. По мнению Ф. Катти но, сначала представителю заказчика можно проиграть кусочек записи из студии по телефону. Затем, если она ему понравится, пригласить его для окончательного подтверждения. Звукооператор и актеры должны оставаться в студии до момента получения окончательной санкции. Ф. Каттино также высказал некоторые соображения относительно производственного процесса:
♦ Предварительная проба. Попросите студию объединить отдельные музыкальные фрагменты и звуковые эффекты.
♦ Студия. Найдите студию, где есть несколько талантливых звукооператоров, которые смогут быстро уловить ваш стиль. Удостоверьтесь в том, что в студии есть хорошая библиотека звуковых эффектов и музыки и что в ней используются новейшие технологии.
♦ Новые идеи. Во время производства рекламы используйте любые позволяющие улучшить ролик идеи. Спросите мнения вашего звукооператора и певцов. Помните, возможно, в течение недели они принимают участие в записи большего числа роликов, чем вы за месяц.
♦ Всему свое время. Не подгоняйте актеров и звукооператора. Плавно подводите их к тому, что вы хотите от них получить.
♦ Будьте в курсе всех технологий. Знание новой технологии всегда будет расширять горизонт творческих возможностей.
♦ Актеры. Профессиональные актеры, как правило, обладают поставленным, внушающим доверие голосом, поскольку они мысленно представляют себе сцену (что особенно справедливо в случае диалога или групповой сцены). Чтобы найти новых актеров, посещайте театры. Не смотрите на актеров во время проб на участие в ролике... они попытаются подкупить вас своим выражением лица, жестами, движениями... которые будут бесполезны для радиоролика. Сначала позвольте актерам создать свою версию сцены. Не исключено, что вам понравится их вариант исполнения.
Этапы производства радиоролика
Итак, процесс производства радиоролика включает в себя следующие этапы:
1. Агентство или рекламодатель назначают продюсера.
2. Продюсер должен подготовить калькуляцию.
3. Продюсер выбирает студию звукозаписи.
4. С помощью режиссера по подбору актеров, если его участие необходимо, продюсер отбирает актерский состав для участия в радиоролике.
5. Если ролик будет содержать музыку, продюсер выбирает музыкального директора и осуществляет отбор музыки или же музыкальных фрагментов из архива.
6. При необходимости проводится репетиция.
7. В студии записываются музыка и звук.
8. Студия выполняет микширование музыки, звука и голосов.
9. Продюсер проверяет, готова ли мастер-пленка к ее распространению либо на кассетах, либо на пленке, и отправляет ее на радиостанции.
Все, вы в эфире!
Резюме
Несмотря на то что в радиопередаче нет и не может быть визуальных материалов, ее можно увидеть, ведь в распоряжении радио имеется воображение слушателя, способное самостоятельно рисовать картины и, по сути, может быть названо театром воображения. Слова, звуковые эффекты и музыка — инструменты копирайтера, работающего для радио. Самым большим ограничением радио является то, что автор текстов всегда должен помнить о времени.
Управление воображением слушателя и получение позитивной реакции, которая ведет к запоминанию сообщения и получению необходимого отклика, -обязанность автора текста радиоролика и продюсера. Сила радиорекламы заключается в образе идеи.
В сфере записи музыки и звука произошли значительные изменения. С помощью компьютера "Macintosh" музыканты и звукоинженеры могут делать цифровые мастер-записи. Компьютерная техника вновь продемонстрировала возможности программного обеспечения и творчества — на этот раз в сфере радиовещания. Музыка может быть мощным средством, способствующим запоминанию товаров.
При разработке рекламного ролика важно сохранять простоту и сконцентрироваться на центральной идее. Повторение основных рекламных тезисов считается необходимым, но самая главная цель — запоминание торговой марки и сообщения. Некоторые из методов написания роликов таковы: прочтение текста диктором, реалистическое проигрывание ситуации, слова диктора плюс джингл, интервью с клиентом, а также юмористический ролик.
Как и в случае с телевидением, всем принимающим участие в записи актерам (если рекламный ролик имеет национальный масштаб) должна выплачиваться установленная профсоюзом компенсация.
Резюме
Глава 21. Торговые марки, товарные знаки и упаковка
Задачи главы
История вопроса
Закон Лэнхема
Бюро патентов и товарных знаков и технологии
Понимание образа организации
Что такое товарный знак?
Процесс выбора названия компанией General Electric